Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»
В Европе так и делают?
Фото: mariinsky.ru

В Европе так и делают?

28 июня 2019 12:07 / Общество

Мариинский театр в последний момент отменил выступление Пласидо Доминго. Зрители требуют вернуть деньги.

25 июня на сцену Концертного зала Мариинского театра должен был выйти всемирно известный испанский тенор Пласидо Доминго — афиши прочили ему заглавную партию в опере Джузеппе Верди «Симон Бокканегра». Однако, когда после десятиминутной задержки в зале наконец погас свет, случилось непредвиденное: на сцену поднялся художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев и объявил, что великий артист заболел и роль первого дожа Генуи исполнит солист театра Роман Бурденко.

Как вспоминают очевидцы, по залу пронесся недовольный шепот. Стоимость билетов на спектакль доходила до 25 тысяч рублей, и все они были распроданы. После слов Гергиева большинство зрителей остались на своих местах, но позже скандал получил огласку с соцсетях.

«Почему ни на сайте, ни в кассе, ни на входе, нигде и никто не обмолвился ни словом о замене? — возмущается Светлана Ибрагимова в группе Мариинского театра ВКонтакте. — Почему не дали возможности зрителям решать, хотят ли они за 25 тысяч слушать Романа Бурденко?»

«Вот это отношение не отпускает, — комментирует другой пользователь соцсети.


— Любой актер имеет право заболеть, но Мариинка опять показала, насколько нет уважения ни к зрителю, ни к самим артистам».


В числе пострадавших оказался и петербуржец Станислав Т., отдавший, по его словам, в сумме 70 тысяч рублей за билеты на оперу. «Был вместе с гостями из Европы, они вообще остались в шоке, — рассказал он «Новой». — Когда я пытался после спектакля подать заявление на возврат денег, администратор сообщил мне, что театр имеет право отказать. Типа в Европе так и делают».

Весь день 26 июня пресс-служба Мариинки никак не комментировала произошедшее. Вечером того же дня представители театра заявили, что решение не выходить на сцену «в связи с резким ухудшением состояния здоровья и частичной потерей голоса» принял сам Пласидо Доминго, аккурат после третьего звонка. При этом никакой информации о замене солиста по официальным каналам театр распространять не стал, поскольку Валерий Гергиев «посчитал необходимым не формально оповестить зрителей [...], а лично обратиться с извинениями».

Таким образом, по мнению руководства Мариинки, личное участие худрука полностью исчерпало инцидент.

«[Выступая перед зрителями] Гергиев сказал, что состав сильный, и обещал, что дадут достойный спектакль», — вспоминает Станислав Т. По его словам, он и его спутники не покинули зал «из уважения к артистам»: «А основной аргумент, который я позже получил от главного администратора, был такой: раз вы остались досматривать — значит, вас все устраивает. Но цена за билеты должна быть другой тогда. Это просто здравый смысл...»


Кстати

Пользователи сети обратили внимание, что накануне заявленного выступления в Мариинке-2 в официальном инстаграме Пласидо Доминго появилась видеозапись, на которой бодро выглядящий артист открывает и пьет шаманское прямо из бутылки (судя по геотегу публикации, дело происходит за кулисами итальянского театра Ла Скала). На возмущенные комментарии на русском языке, оставленные под этой записью, никто из представителей певца не ответил. Информации об отмене выступления в Петербурге нет и на официальном сайте тенора.


На сайте Мариинского театра опубликованы правила возврата денег за купленные билеты: если верить написанному, возврат возможен в том числе и по причине замены в спектакле ведущих солистов. Крайний срок, в течение которого это можно сделать, на сайте не указан.

«Заявления зрителей о возврате билетов в связи с заменой артистов в опере «Симон Бокканегра» принимались до окончания антракта спектакля 25 июня», — заявили в пресс-службе Мариинки. Очевидец Станислав Т. подтвердил «Новой»: все, кто хотел вернуть деньги, могли это сделать в антракте «в виде исключения» (слова администратора театра). «Но я видел, какая там бойня началась в перерыве, — продолжает Станислав. — Люди с боем выбивали бланки [заявлений на возврат денег]. Я не стал даже пытаться».

Получается, что тем, кто о возможности заявить претензию в антракте не знал или не успел это сделать, рассчитывать теперь не на что?

По мнению генерального директора ООО «Центр юридического сопровождения» Юрия Кочергина, в этой ситуации Мариинский театр злоупотребил правами потребителей, которые имеют право обратиться в суд.

«В идеале заявления от потребителей вообще не требуется, — говорит Кочергин. — Театр, согласно правилам, обязан (а не имеет право) произвести возврат средств в полном объеме. Если по каким-либо причинам он этого не сделал, потребитель также имеет право на полную сумму билета, обратившись с требованием/претензией, обязательно указав основание — не личное желание, а отмена спектакля театром. В том случае, если театр откажет либо проигнорирует требование потребителя, последний вправе обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на бездействие театра либо в суд с иском».