Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Переместились с охапкой документов

19 июля 2019 10:55 / Политика

Горизбирком намерен лишить полномочий шесть окружных избиркомов в Балканском и 75-м муниципальных округах Фрунзенского района

Последней каплей стал штурм районной администрации, который пришлось предпринять сотрудникам ГИК, чтобы просто посмотреть документы. Бумаги, пропавшие из сейфов комиссий, нашлись в приемной депутата Госдумы Михаила Романова.

История эта началась не теперь, а в 2017 году, когда у членов избирательных комиссий муниципальных округов во Фрунзенском районе истекли полномочия. Тем, кого туда заново делегируют, предстояло правильно провести выборы осенью 2019-го. Чтобы будущие муниципальные власти работали правильно. Слово «правильно» при этом по-разному понимали местные власти и депутат Госдумы, избранный в районе. И тем, и другому хотелось муниципалов как-то курировать. Для кого-то муниципальные власти — это участие в освоении бюджета в 60–80 миллионов рублей, для кого-то — еще и связь с «землей» и будущими выборами.

Между районной администрацией и депутатом Госдумы Михаилом Романовым началась борьба. Причем


обе стороны представляли «Единую Россию», так что борьба эта велась внутри партии.


К нынешней кампании она дойдет до того, что два единоросса, глава местной администрации 75-го округа Александра Васильева и бывший глава Фрунзенского района контр-адмирал Всеволод Хмыров (на минуточку, доверенное лицо Путина) пошли на выборы не от партии, а самовыдвиженцами. И не ради имиджа, как их другие однопартийцы, а из-за конфликта. Зарегистрироваться кандидатами обоим удалось только через суд.

Михаил Романов стал известен в Петербурге во время думской избирательной кампании 2016 года. Даже чуть раньше, когда кампания еще официально не началась. В мае во Фрунзенском и Колпинском районах Петербурга на улицах вдруг появились билборды с портретами миловидного молодого человека с комсомольским лицом и в костюме с небесно-голубым галстуком. Из плакатов можно было узнать только имя — Михаил Романов. Он поздравлял петербуржцев с Днем Победы. Праздник миновал, но Михаил Романов все равно поздравлял петербуржцев — уже с Днем города. Выяснилось, что этот милый молодой человек победил на праймериз «Единой России» и будет от нее баллотироваться в Госдуму в 217-м округе — как раз во Фрунзенском и Колпинском районах.

Фото: Алиса Кустикова / «Новая в Петербурге» Фото: Алиса Кустикова / «Новая в Петербурге»

«Новая» тогда выяснила, что развешены эти портреты по городу были совершенно бесплатно как для самого кандидата, так и для его партии. Городской центр размещения рекламы расценил изображение единоросса как социальный проект, а его поздравления — как социальную рекламу. Потому что Романов, как выяснилось, возглавлял благотворительный фонд. Просто на баннерах про фонд забыли упомянуть. Информация о благотворительной деятельности кандидата была столь скупа, что «Новой» удалось найти только суммы грантов, полученных фондом от Смольного. Офис благотворителей располагался на Конногвардейском бульваре, в одном здании со штаб-квартирой «Единой России». Ближе к выборам история повторилась в Колпинском районе, там Михаил Романов с плакатов без выходных данных поздравлял петербуржцев с Днем военно-морского флота.

В Думу он благополучно избрался. Хотя оппонировала ему Оксана Дмитриева, которая в этом округе была отлично известна и уже здесь побеждала. Во время кампании у нее появились конкуренты-двойники — еще две Дмитриевы, Оксана и Олеся. Говорили, что это было одним из проявлений предвыборной борьбы со стороны Романова.

В законотворчестве депутат Романов себя ничем особенным не проявил, хотя постоянно входит в авторские коллективы, если авторов у законопроекта больше десятка. Три раза выступал — сразу после избрания. Потом затих. Голосует всегда «за». Судя по сайту нижней палаты, скромный и малозаметный депутат. Зато «Парламентская газета» регулярно сообщает, как депутат Романов «берет на контроль» производителей контрафактного молока, дела обманутых дольщиков, разного рода инциденты и происшествия.


На официальном сайте Фрунзенского района есть специальный раздел, где каждое сообщение начинается со слов «Михаил Романов».


Иными словами, интересы его явно сконцентрированы на «земле» — на интересах, надо так понимать, избирателей.

К 2017 году депутату Госдумы, видимо, удалось наладить достаточно прочные связи с местным самоуправлением. Сайт МО Георгиевского, например, информирует избирателей о его кипучей деятельности еще активнее, чем «Парламентская газета». Неподконтрольными оставались власти в двух округах — Балканском и 75-м. Однако составы избиркомов (ИКМО) там, по словам местных активистов, Романову как-то удалось продавить.

«Когда назначили составы избирательных комиссий, получилось, что в наших округах их почему-то возглавляли сотрудники Георгиевского», — рассказала «Новой» глава администрации 75-го округа Александра Васильева.

В октябре 2018 года муниципальные советы и администрации двух округов, Балканского и 75-го, обратились ГИК с просьбой возложить полномочия их ИКМО на Территориальную избирательную комиссию (ТИК) № 29. По закону это можно делать, если так решат муниципальные власти. В ноябре Горизбирком такое решение принял. В феврале 2019-го стало известно, что Романов написал жалобу прямо сразу министру внутренних дел — требовал проверить, как расходует деньги глава 75-го округа Александра Васильева.

В конце июня, к началу нынешней избирательной кампании, ТИК-29 выпустила решение о формировании для выборов шести окружных избирательных комиссий (ОИК) — двух в 75-м округе и четырех в Балканском. Это не постоянные органы, какими были бы ИКМО, а временные и маленькие — только на время выборов, для организации процесса, приема документов и так далее. Когда ОИКи были сформированы, оказалось, что во главе их опять почему-то стоят сотрудники все того же МО Георгиевского, так тесно связанного с депутатом Романовым.

Собственно, в Балканском и 75-м округах началось ровно все то же, что в других прославившихся муниципалитетах: липовые очереди, закрытые двери, невнятные часы работы и так далее.


Были люди, которым удавалось подать документы без проблем, но в них почему-то узнавали то супругу председателя совета Георгиевского, то вахтера того же округа.


Выдвиженцам от Партии роста удалось сдать бумаги только после приезда сотрудников ЦИК и Горизбиркома. Но зарегистрироваться они уже не смогли: сначала члены комиссий разбегались у них на глазах, а оставшихся не хватало для кворума. Потом начали теряться документы, справки, подписные листы.

«Наши документы тоже были утеряны, затеряны, была огромная фальсификация, — пожаловалась «Новой» и Александра Васильева. — Поэтому мы подали в суд и в Горизбирком».

И 12 июля ТИК-29 приняла решение снова забрать себе полномочия по проведению кампании, а шесть окружных комиссий, соответственно, полномочий лишить. На следующий день в девять утра пять сотрудников ТИК-29 пришли в здание на Пражской улице, где находится администрация Фрунзенского района и где в разных кабинетах сидели члены злополучных ОИКов. И потребовали передать им всю избирательную документацию.

Есть две версии того, что происходило дальше. По официальной, зафиксированной в акте, в одном кабинете председатель ОИК «в грубой форме предъявила требование покинуть помещение». Потом «вместе с избирательной документацией переместилась на первый этаж… в приемную депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва Романова М. В.». Другой председатель ОИК сначала «заявил о необходимости проведения консультаций с юристами», потом сообщил, что все документы находятся «вне помещения избирательной комиссии», а после побежал в кабинет еще одной ОИК, своим ключом открыл там сейф, схватил в охапку все документы, какие там были, и тоже «переместил» их в приемную Романова.

Вторая версия — устная, ее пересказывают очевидцы событий. По их словам, все члены избиркомов, каких удалость застать на месте вышестоящей комиссии, документы выдавать отказались, а в приемную Романова «переместили» самих себя. И там заперлись. Документы к этому времени, говорят очевидцы, хранились почему-то в кабинете у Романова уже с неделю. Чтобы увидеть запершихся там людей и получить у них бумаги, сотрудникам ТИК пришлось вызывать полицию.

Выйдя из заточения и расставшись с драгоценными документами, председатели ОИК подали в суд. Они хотели вернуть себе полномочия. Очень хотели и дальше проводить выборы. В четверг, 18 июля, выяснилось, что суд они проиграли.