Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Все плохое мы вам покажем после выборов

22 июля 2019 14:04 / Политика

«Новая» сформулировала несколько принципов PR-сопровождения деятельности Александра Беглова, которым следует его штаб.

На службу пиару Александра Беглова его штаб поставил даже благотворительный фонд, выяснило издание «Проект». После сообщений о том, как врио губернатора якобы спас от пожара женщину в ИТМО и не отдал город во власть снежной стихии, такие новости уже мало кого удивляют.

Господдержка — только за лояльность

Благотворительный фонд культуры семьи и детства появился в начале нулевых. Несколько лет назад под руководством активистки Елены Никитиной он оседлал популярную тему «синих китов» и начал заниматься мониторингом соцсетей на предмет угроз психическому здоровью детей. На профильную работу фонда давали деньги и Смольный, и фонд президентских грантов.

С приходом нового градоначальника и сама Никитина, и ее фонд несколько перепрофилировались. С одной стороны, «Проект» называет ее организатором хорошего и правильного события — встречи Беглова с представителями общественных организаций, среди которых была и знаменитая «Ночлежка». С другой стороны, благотворительный фонд Никитиной вдруг начал поиск штатных политологов — «активных пользователей социальных сетей и мессенджеров» (из описания вакансии). Может статься, что фонд Никитиной стал местом массового трудоустройства ботов, которые оставляют хвалебные комментарии под публикациями о Беглове, хотя сама Никитина не признается в работе на штаб врио губернатора.

По данным «Новой», «Фонд культуры семьи и детства» не единственный, что получает поддержку от государства и одновременно работает на имидж градоначальника. 16 июля на сайте штаба врио (сейчас его невозможно найти в поисковиках) были опубликованы инициативы нескольких НКО, которые те желали бы увидеть в предвыборной программе Александра Беглова. При этом условием внесения инициатив в программу главного кандидата является поддержка его выдвижения и помощь в агитации — такие обязательства прописаны в бланках, которые заполняли представители некоммерческих организаций. Некоторым фондам из-за таких условий пришлось отказаться от работы с командой Беглова, а в некоторых случаях представители НКО просто не знали о встречных требованиях.

О конкурентах или плохо, или ничего

Александр Беглов, очевидно, выучил урок из своего конфликта с депутатом городского ЗакСа Максимом Резником. О том, что врио губернатора приписал парламентарию слова, которых тот не говорил, написали десятки региональных и федеральных изданий. Теперь Беглов и вовсе не высказывается о своих оппонентах.

Стараются обойти вниманием конкурентов Беглова по выборам и правительственные газета «Петербургский дневник» и телеканал «Санкт-Петербург», и близкий его штабу телеканал «78» — на их страницах и в эфире почти невозможно узнать о деятельности и заявлениях Михаила Амосова, Владимира Бортко и Надежды Тихоновой. Немного иной подход у медиаимперии Евгения Пригожина — издания из его пула периодически критикуют оппонентов врио губернатора: например, на днях обвинили их в попытке сорвать выборы. Так они интерпретировали отказ этой троицы кандидатов участвовать в выборах, если ЦИК не отменит решение Горизбиркома открыть избирательные участки в Ленинградской и Псковской областях.

Более тонкая работа ведется анонимными подрядчиками штаба Беглова в фейсбуке. В этой социальной сети неизвестные создали фейковые аккаунты Надежды Тихоновой, Владимира Бортко и якобы «оппозиционные» страницы. 10 июля в сообществе «Надежда Петербурга» (ведется якобы от лица сторонников Тихоновой) прозвучало предложение построить мусоросжигательный завод в центре Петербурга. 17 июля на странице «Народный комитет в поддержку В. В. Бортко на пост губернатора СПб» фейковые сторонники сообщили о намерении пожаловаться в полицию на музыкально-просветительский фестиваль VK Fest. Такие посты набирают много реакций и просмотров, поскольку их авторы оплачивают продвижение. По комментариям пользователей видно, что многие верят опубликованному и выражают негодование.

Скриншот фейковой страницы соцсети в поддержку Владимира Бортко Скриншот фейковой страницы соцсети в поддержку Владимира Бортко

Было время — тарифы снижали

Одним из своих завоеваний администрация Александра Беглова считает снижение темпа роста тарифов на ЖКХ. Правда, близкие к Смольному СМИ с мая, когда об этом стало известно, выносят в заголовки не замедление темпов роста, а снижение самих тарифов. В последние две недели вводить петербуржцев в заблуждение стали уже не только СМИ, но и управляющие компании. На прикрепленных к платежкам листках и в парадных они стали публиковать такие сообщения: «Информируем вас об изменении стоимости коммунальных услуг. По решению Правительства Санкт-Петербурга с 1 июля 2019 г. <…> установлены следующие тарифы». А ниже, как в супермаркете, приводят два тарифа: зачеркнутый высокий и «новый» низкий. Такой ход создает иллюзию снижения стоимости, хотя на самом деле она заметно выше по сравнению с прошлым годом. К тому же некоторые эксперты в тарифной политике уже заявили, что из-за снижения темпа роста сейчас, после выборов, скачок цен на услуги ЖКХ может быть более резким, чем в других регионах.

«По существу можно ничего не делать»

Не только ботам и анонимным телеграм-каналам приходится отрабатывать негатив вокруг врио губернатора. Даже в интернете он иногда делает это якобы от своего лица. Одним из наиболее успешных проектов штаба Беглова стала его «личная» страница в соцсети «ВКонтакте». Там градоначальник публикует посты и отвечает на комментарии. Лично 63-летний Беглов не ведет ни одну соцсеть. «Новая» поговорила с человеком, который выполняет эту работу за него:

— Я работаю на технической должности в одной из районных администраций Петербурга. Работаю в своем кабинете из офиса, с девяти до шести. C людьми общаюсь не через страницу врио (у меня нет доступа к ней), а через систему «Инцидент» от компании «Медиалогия». Аккаунты в этой системе появились в марте у всех районных администраций, комитетов Смольного, госжилинспекций и других подведомственных Смольному учреждений.

Обычно в каждом ведомстве на обращения к Беглову отвечает один человек. Какой-то одной должности у него нет, поэтому в разных организациях этим занимаются разные люди: от оператора ЭВМ до заместителя администрации района.

Люди отправляют просьбы и жалобы в личные сообщения или комментарии на официальной странице Беглова. Обращения автоматически попадают в программный продукт «Инцидент». Их просматривают в Комитете по территориальному развитию (КТР) и распределяют по районным администрациям и другим комитетам в зависимости от того, с чем связан вопрос. В КТР, насколько я знаю, примерно шесть человек-модераторов.

Я читаю эти сообщения и отвечаю на них прямо в программе «Медиалогии». Мне за два-три дня объяснили, что нужно делать. Когда я только начинал работать, за день приходило по 2–5 обращений в день, а сейчас может быть и десять. Правительственные комитеты, конечно, больше получают — штук 30–50 за день. Всего с марта зарегистрировано около 42 тысяч сообщений и комментариев.

На первом месте у людей проблемы благоустройства. Например, демонтируют детские площадки или скамейки из-за негодности, а новые не устанавливают. Приходится отвечать, что их адрес включен в адресную программу, например, на 2021 или 2025 год. Многие просят признать их квартиру аварийной и расселить. Обычно выясняется, что инспекции в их квартирах уже проводились и аварийное состояние не подтвердилось. Тогда отвечаю, что расселить неаварийную квартиру невозможно, извините.


Да, о сломанном лифте горожане тоже пишут на страницу врио губернатора. Люди часто подтрунивают, что у нас, мол, сверхдержава великая, а поребрик мы починить не можем. На это тоже нужно реагировать.


Мне кажется, такая работа с обращениями действительно повышает уровень доверия граждан к местной власти. Люди обычно благодарят за то, что им уделили внимание, даже если не удалось решить их проблему. То есть по существу можно ничего не делать, но при этом повышать доверие граждан. Люди верят, что существует какой-то секретариат Беглова (от лица этой структуры люди получают сообщения со страницы Александра Беглова. — С. С.), который рассматривает их заявки и берет проблемы на контроль.

Если сообщения содержит мат, то до меня они не доходят, потому что отпадают уже на этапе модерации. Нет ни одного сообщения, где оскорбляют личность Беглова. Хотя с некоторыми выражениями могут и пропустить... Например: «соседи-ублюдки слушают музыку по ночам».

Многие из тех, кто обращается, это одинокие люди, которым нечем заняться, которым хочется, чтобы Беглов ответил на их сообщение, попереписывался с ними. Они пишут и сами не знают, чего хотят. Перечисляют какие-то проблемы, общеизвестные факты указывают, но не просят сделать ничего конкретного. Ты пишешь им «здрасте, уточните, пожалуйста, вашу проблему, чтобы мы могли предметно ее решить». А они ничего не отвечают, переписка заканчивается.

Для чиновников официальная страница Беглова — это, конечно, новая головная боль в дополнение к порталу «Наш Санкт-Петербург». Им за это не доплачивают, это такая же прямая обязанность. Премий за перевыполнение плана по ответам тоже не предусмотрено. Основной мотиватор — не допускать просрочек. Когда появляется тревожное количество просрочек, начинают звонить из Смольного, спрашивают, что случилось.