Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

День Д: раздвоения не будет

26 августа 2019 11:58 / Культура

Фестиваль Сергея Довлатова пройдет в Петербурге с 31 августа по 2 сентября.

Довлатовский фестиваль уже стал привычным для города. Для его проведения организаторы два раза (в 2016 и 2017 гг.) собирали деньги на краудфандинговых площадках. В этом году Смольный впервые нашел возможность поддержать праздник. Однако не обошлось без конфуза: на субсидию подали заявки сразу два довлатовских фестиваля: один — привычный петербургский, второй — внезапно появившийся московский. В мае 2019 года Комитет по культуре одобрил обе заявки. За несколько дней до фестиваля столичные организаторы загадочно исчезли, объявив, что ничего делать не будут, и оставив в недоумении и городских чиновников, выделивших им деньги, и горожан, так и не понявших: а что это было?

«Такая вещь пропадает»

День Д — любимое детище историка, писателя, исследователя творчества Довлатова Льва Лурье и журналиста Анастасии Принцевой.

«Рождение фестиваля — многоэтапный процесс, — рассказывает Лурье. — Сначала был снят фильм «Живая история. Довлатов», потом установлена мемориальная доска писателю, затем мы издали книгу, а потом задумали День Д».

«В 2016 году к 75-летию Довлатова в Петербурге никто не готовился, — добавляет Анастасия Принцева. — Поэтому мы и взялись за этот проект. Два года подряд нам помогали спонсоры. Если в 2016-м мы не просили у города денег и даже не надеялись на помощь, то в 2017-м подали заявку на 1,8 млн руб., но получили отказ».

По подсчетам организаторов, на трехдневный фестиваль необходимо около трех миллионов рублей. В этом году в Комитете по культуре они запросили лишь полтора миллиона: сведущие люди порекомендовали не замахиваться на большее. Но когда Смольный распределил субсидии на 2019 год, выяснилось, что такая же сумма (1 млн 454 тыс. руб.) и на те же цели отдана московскому журналу «Октябрь». Ситуация сложилась пикантная. «Я подала заявку в петербургский комитет по культуре, так как заметила, что «День Д» исчез из медиаполя в 2018 году, — объясняла «Новой в Петербурге» в начале лета главный редактор «Октября» Ирина Барметова.


— Я не собиралась ничего отбирать или приватизировать, мне просто стало жаль, что такая вещь пропадает».


«Сколько петербургские организаторы Дня Д попросили денег, столько и получили, — комментировал в разгар скандала «Новой» председатель петербургского комитета по культуре Константин Сухенко. — Да, в этом году мы смогли выделить средства на два мероприятия. Что в этом плохого?»

Узнав, что команда Лурье планирует возобновить проект в 2019 году, Барметова говорит, что сразу позвонила историку.

«Я сообщила ему о своей заявке, подчеркнув: если я выиграю, то приглашаю вас делать фестиваль вместе. Я сказала, что мы можем дополнить друг друга. Лев Яковлевич обрадовался: «Конечно, москвичи нам нужны». Но после того как мы оба выиграли, 24 мая, в день открытия фестиваля «Бродский фест» (его организатор — тоже литературный журнал «Октябрь».Н. П.), моему помощнику позвонила Анастасия Принцева и заявила, что мы забрали у них праздник и никаких договоренностей не было!»

«Барметова мне даже не заикалась, что тоже подает заявку, — опровергает Лурье. — Работать вместе — еще не значит захватывать чужое начинание. Я подчеркивал, что фестиваль будем проводить мы и идея и название наши».

«Я не претендовала на название, — парировала Барметова. — Тем более что оно принадлежит организаторам Дня Достоевского — первый День Д был Днем Достоевского. (Барметова путает: день Достоевского называется «День До». Н. П.). Никакого второго Дня Д нет. У нас будет просто расширенная программа: викторины, квесты, конкурсы, олимпиады. Мы используем рэп, чтобы привлечь не только ветеранов, но и молодежь. По улицам пройдет шествие горожан, работавших истопниками, лифтерами и матросами, как в свое время Довлатов».

«Аксенов мимоходом»

Озвученные планы смутили городскую культурную общественность еще больше: Барметова уже проводила «Бродский фест» в Петербурге и «Аксенов-фест» в Казани — и к обеим ее инициативам остались большие вопросы.

«Аксенов-фест» был задуман в Казани в 2007 году, в год 75-летия Василия Аксенова. Первый фестиваль прошел еще при участии самого Аксенова. В 2009-м писателя не стало, но мероприятие осталось важным событием в культурной жизни столицы Татарстана. Бюджет «Аксенов-фест» в Казани еще внушительнее, чем у всех аналогичных фестивалей в Питере. Например, в 2017-м он составил 5,5 млн рублей.

С 2016 года основным организатором «Аксенов-фест» сделалась Ирина Барметова, и тут же возникли конфликты. Племянник Василия Аксенова писатель Александр Змеул публично заявил о намерении судиться с организаторами мероприятия из-за использования имени и образа Василия Аксенова при проведении «Аксенов-феста» без согласия правообладателей.

Как объяснил Змеул в интервью интернет-изданию «Реальное время»: «Впервые в 2016 году меня пригласила на «Аксенов-фест» Ирина Барметова. (…) Побывав на фестивале, я был удивлен тем, насколько Аксенов неинтересен его устроителям. Вернее, интересен как бренд, под который можно получить деньги, устроить литературную тусовку в Казани, пообщаться с мэром, ну и мимоходом — вспомнить Аксенова.


Главным хранителем наследия Аксенова в Казани отчего-то считают главного редактора журнала «Октябрь» Ирину Барметову, которая именуется координатором фестиваля. Правда, наследники и правообладатели не в курсе ее заслуг в деле памяти Аксенова».


До суда тогда дело не дошло. Барметова прокомментировала эту ситуацию «Новой» так: «Об «Аксенов-фесте» мне нечего сказать, потому что Змеул уже куда угодно написал. Куда бы и что Змеул ни подавал, мы не нарушали никакие правила, ничего».

Быстрые деньги

На первый международный фестиваль «Бродский фест» в мае в Петербурге, приуроченный к 79-летию поэта, редактор столичного журнала получила из бюджета 1,9 миллиона рублей. Обещала собрать в Петербурге известных поэтов, писателей, литературоведов, художников, музыкантов, режиссеров со всего мира. Но далеко не все знаменитости приехали именно на это шоу. «Бродский фест» совпал по датам с петербургским Книжным салоном, и многие писатели ехали на него, а на празднике Барметовой оказались попутно.

«Я предупреждал Барметову, что в дни «Бродского фест» буду занят, — рассказал «Новой» Яков Гордин, историк, писатель, друг Иосифа Бродского. — Я и не собирался в это дело втягиваться, поскольку фестиваль был неожиданным, странным, сделанным в обход тех людей, которые по-настоящему занимаются Бродским».

«У меня не было конфликта с Барметовой, но партнером я себя не ощутил, — считает историк, куратор проекта Brodsky.online Павел Котляр. — Я был удивлен именам, которые Барметова заявила в программе. Звонил этим людям, а они были не в курсе, что в нее включены. С точки зрения организации «Бродский фест» был блефом от начала до конца. Все, что в нем было о Бродском, сделал Музей Анны Ахматовой. Но и это не являлось новой программой, музей показывал ее уже неоднократно.


Вызывает вопрос — на что потратили почти два миллиона рублей?! Фестиваль прошел более чем скромно.


Не было ни фото-, ни видеосъемки. Даже бейджи не сделали. Я не обвиняю никого ни в хищении, ни в растрате. Но сумма ушла внушительная, а она необходима на реальные вещи — например, на создание Музея Иосифа Бродского».

Директор Музея Анны Ахматовой Нина Попова вспоминает, что трижды подавала в Смольный заявку на реставрацию кабинета Иосифа Бродского и трижды получала отказ. «Я вообще не помню такого, чтобы Комитет по культуре что-либо одобрял в Петербурге, связанное с Бродским, — говорит она. — За что Смольный дал этой московской даме такой карт-бланш — для меня тайна за семью печатями. Сама организация фестиваля никого откровенно не удовлетворила: не было ничего оригинального. Изначально я считала, что Барметова сумеет всех объединить, найти контакт с городом, но этого не случилось».

«"Бродский фест" делался фактически без нас, — признается искусствовед, председатель совета фонда создания музея Иосифа Бродского Михаил Мильчик. — Это можно было бы простить, если бы сейчас та же самая некорректная история не повторилась с Днем Д. С моей точки зрения, одновременно два довлатовских фестиваля неуместны».

Ушла по-английски

По информации «Новой в Петербурге», одним из пунктов в московской программе довлатовского праздника значилась серия флэшмобов в Музее железнодорожного транспорта с привлечением петербургских студентов. Остро встал вопрос о том, что без цитат писателя не обойтись.

В августе 2019 года Барметова обратилась к вдове и дочери Довлатова, проживающим в США, с просьбой дать ей законодательно необходимое разрешение на использование творческого наследия писателя. Однако Елена и Екатерина Довлатовы то ли отказали Барметовой, то ли отправили ее со всеми вопросами к организаторам Дня Д. Затем от затеи отрекся и музей.

«Примерно две недели назад по электронной почте мы получили письмо от Ирины Барметовой, где она заявила, что отказывается от предоставленной ей субсидии, — 25 августа сообщил «Новой в Петербурге» председатель комитета по культуре Константин Сухенко. — Она объяснила это тем, что у нее не сложились отношения с родственниками писателя — правообладателями творческого наследия Довлатова. Мы ответили ей предложением провести мероприятие в какой-то другой форме. Никакого ответа не получили. На связь она больше не выходит. В итоге мы пока не имеем должным образом оформленного отказа с оригиналом подписи Барметовой, но поняли, что День Д она не будет проводить ни в каком виде».

«Новая» попыталась получить комментарий Ирины Барметовой, но та на звонки не ответила.

Субсидию, выделенную Барметовой, в Комитете по культуре рассчитывают вернуть, чтобы перераспределить на другие статьи бюджета.


Программу фестиваля День Д можно посмотреть здесь.