Деревенские голоса
Особо активно за врио губернатора Петербурга Александра Беглова проголосовали горожане, уехавшие на лето как можно дальше.
На выборах петербургского губернатора за Александра Беглова, по предварительным данным, проголосовало около 64% избирателей при 30-процентной явке. Но есть тут некоторая аномалия. Наиболее активно голосовали петербуржцы, оказавшиеся 8 августа в Псковской области. 82,5% из них приняли участие в голосовании, отдав рекордный 81% голосов за Беглова. «Новая газета» посмотрела, как обеспечивался такой результат.
Экстерриториальные избирательные участки стали настоящей находкой петербургского горизбиркома. Решением от 11 июля там хотели образовать 72 избирательных участка в Ленинградской области и еще 20 — в Псковской. Объясняя такую инициативу, член президентского Совета по правам человека Александр Брод сослался на неназванного руководителя «сообщества представителей садоводческих и дачных товариществ», который просил обеспечить дачникам возможность поучаствовать в губернаторских выборах. Дачную инициативу реализовали, даже несмотря на позицию председателя Центризбиркома Эллы Памфиловой, настоятельно рекомендовавшей Петербургу отменить это решение.
«Люди радуются тому, что смогут отдать свой голос, не покидая дачи. Как мы можем пойти против избирателей? Все же делается исключительно для них, для их удобства», — объяснял председатель петербургского горизбиркома Виктор Миненко «Фонтанке.ру». Правда, количество участков все же урезали, оставив в Ленинградской области 62 участка, а в Псковской — 15.
Назад к природе
Почему внимание горизбиркома привлекли петербуржцы, оказавшиеся в начале сентября в районе Пскова, понять сложно. Внимание к Ленинградской области еще объяснимо, учитывая дачный отдых. Но от Санкт-Петербурга до Невеля в Псковской области, где обеспечили возможность проголосовать за петербургского губернатора, — 550 километров. Для сравнения, до Твери или до Череповца — 530 км, до Петрозаводска — 430 км, до Великого Новгорода меньше 200 км. Но в Петрозаводске, Твери или Новгороде проголосовать на выборах петербургского губернатора было нельзя. А в Невеле — можно.
С членами участковых избирательных комиссий (УИКов), образованных на Псковщине, получилась такая история. Сначала планировали формировать УИКи из петербуржцев. Но потом возложили эту задачу на местные избиркомы.
Фактически они на какое-то время приобретали номер и полномочия петербургской участковой избирательной комиссии по выборам губернатора, хотя никакого отношения к их формированию Петербург и питерские избиратели не имели.
Мы посетили один из самых далеких от Петербурга избирательных участков в Невеле. Участок оказался самым настоящим — в школе имени Константина Заслонова на улице Ленина. Все было как положено: стол с членами комиссии, кабинка, прозрачная урна, стенд с документами и даже наблюдатели. Была заметна небольшая деловая суета: две группы готовились выехать для «надомного» голосования. Но после нескольких вопросов председателю УИК Марине Киселевой выяснилось, что при зарегистрированных 218 избирателях, изъявивших желание голосовать за губернатора на дальнем рубеже, только 22 человека должны прийти на участок. Остальные будут голосовать «по месту нахождения». На вопрос, где именно они находятся, председатель ответила неопределенно: «Да по всему району». А обеспечить их право на выбор должны две группы на двух автомобилях.
Избирательный участок в г. Невель Псковской области. Фото: Денис Коротков / «Новая»
Немного арифметики. Невельский район размером, примерно, 2690 квадратных километров. Большая часть дорог — грунтовки или проселки. То есть на то, чтобы добраться до каждого избирателя, выдать ему бюллетень и подождать, пока он проголосует, должно было уйти от 5 до 10 минут. На это хотелось взглянуть лично. Председатель поначалу была не против. И мне даже удалось поместиться в один из автомобилей с членом комиссии, урной и наблюдателями. Но отъехать мы успели метров на триста. По мобильному последовала команда вернуться. «Вы же говорили, что поедете на своей машине, а в этой машине с комиссией вам находиться нельзя!» — сказала председатель комиссии. Не беда, мое авто стояло рядом.
Тут нужно объяснить, что школа имени Заслонова находится немного в глубине квартала, и подъезд к главному входу перекрыт знаком «кирпич». Естественно, я оставил свой автомобиль на улице и к школе пришел пешком. А машины избиркома подъезжали прямо к крыльцу. После того как меня высадили из избиркомовской машины, я вернулся к своему автомобилю и стал ждать комиссию, чтобы ехать следом за ней. Но машина избиркома так и не появилась. Не оказалось ее и у крыльца школы. Второй автомобиль с «надомниками» точно так же бесследно исчез, объехав школу, видимо, по тротуару.
Пансионат за Беглова
Где искать этих «надомников», подсказал близкий к комиссии человек, намекнув, что они не обойдут вниманием дом отдыха «Голубые озера» в 25 км от Невеля. И машина комиссии действительно оказалась там. В доме отдыха, расположенном за сотни километров от Петербурга, никто не удивился вопросу: где тут голосуют за губернатора? Направили прямо к столовой. Там на двери оказалось объявление о выборах, а в холле — нечто вроде избирательного участка. Стол с членом комиссии, документы с информацией о кандидатах и даже кабинка для голосования. Так за несколько часов на выезде можно собрать сотню голосов «на дому». По словам члена комиссии, в доме отдыха успели проголосовать 55 человек. Если в «Голубых озерах» этот «мобильный УИК» развернулся не раньше 9 часов утра (а я нашел его в пять минут двенадцатого), то на каждого дисциплинированного избирателя ушло не больше двух минут.
«Избирательный участок» в пансионате «Голубые озера». Фото: Денис Коротков / «Новая»
«Голубые озера» — это старый, построенный еще в советские времена санаторий. Основной контингент отдыхающих — женщины в возрасте. Многие из проголосовавших коротали время на скамейках. И не скрывали, за кого отдали свои голоса.
«Сынок, напиши, как мы живем. И куда власть смотрит? С пенсией нашей жизни нет никакой, и кормят плохо.
Надоели они все, о народе не заботятся», — вздыхали на лавочках. А на вопрос, за кого голосовали, отвечали просто: «Не секрет. За Беглова».
После «Голубых озер» началась гонка по деревням Ивановской волости. Член избиркома сказала, что журналист не имеет право присутствовать при голосовании вне избирательного участка. Но права передвигаться по дорогам общего пользования никто не отменял, и мне удалось сопровождать группу «надомников» в течение всего избирательного процесса.
После дома отдыха обнаружилось еще одно место «надомного голосования». В деревне Щербино в местную библиотеку пришли и даже приехали отдать голос за Беглова около десяти человек с петербургской регистрацией.
Здание библиотеки в деревне Щербино. Фото: Денис Коротков / «Новая»
«Я хотела бы проголосовать против всех, но такой графы нет!» — сказала одна из избирательниц, признавшись, что все же проголосовала за Беглова.
Всего мы объехали 16 деревень. К 16.30 выездная бригада, которую я сопровождал, вернулась в помещение УИК с 94 бюллетенями в ящике. Второй экипаж «надомников» вернулся еще раньше. Как выяснилось при подсчете, он привез 72 бюллетеня.
Процедура подсчета голосов прошла как положено. Смотреть и считать никто не мешал. Из 186 бюллетеней 166 были за Беглова.
На 9 сентября на сайте горизбиркома были сведения о 14 из 15 псковских участков. В среднем проголосовали 82% от зарегистрировавшихся избирателей, 82% из них голосовали вне участков и 82% отдали голоса Беглову.
Корреспондент «Новой» сопровождает группу надомного голосования. Фото: Денис Коротков / «Новая»
Дальние петербуржцы
Способ мобилизации верного электората, голосующего за действующую власть, давно проверен и действует, похоже, безотказно. Согласно закону и объявлениям на сайте петербургского избиркома, принять участие в выборах на территории Псковской области можно было, подав заявление через сайт госуслуг, придя в многофункциональный центр (МФЦ) или обратившись в избирательную комиссию.
Но общение примерно с 20 избирателями на выезде показало, что лишь одна молодая женщина сообщила о регистрации через портал госуслуг. Остальные рассказали о звонках из местной избирательной комиссии либо от представителей местных администраций с предложением и даже призывом голосовать. В санатории «Голубые озера» какие-то люди перед выборами ходили по комнатам и предлагали подписать какие-то бумаги. Что именно предлагали подписать, никто из избирателей санатория не вспомнил.
Председатель петербургской УИК № 2380 в псковском Невеле Марина Киселева заверила, что к формированию списков избирателей никакого отношения не имела: «Нам это прислали, мы с ними работаем», — объяснила она. На вопрос о том, как производилась регистрация избирателей на выезде, в облизбиркоме Псковской области от участия в процессе открестились: «Это все делал петербургский избирком. Мы никак не участвовали». После указания на объявление их собственного сайта, где прямо предлагалось обращаться в УИКи, ответ обещали уточнить, но пока так и не уточнили.
Кто и на каких основаниях выдавал петербуржцам, отдыхающим в Псковской области, открепительные талоны, объяснила «Новой газете» член ГИК Ольга Покровская:
— Просто посадили представителей многофункциональных центров на эти участки в Псковской области. С моей точки зрения — это нарушение, но так происходит уже не первый раз, такая же ситуация была на выборах мэра в Москве.
Они просто наняли людей, которых назвали представителями многофункционального центра. И те принимали заявления у граждан.
На самом деле эти люди даже не всегда сидели на месте. А ходили по домам, что, еще раз подчеркну, не предусмотрено ни законом, ни положением, которое утвердила Центральная избирательная комиссия.
Покровская говорит, что граждане действительно вправе получить открепительные через ТИК, УИК, портал госуслуг и через МФЦ. И очевидно, что в данном случае эти МФЦ должны быть питерские. Но заключен договор с людьми, которые считаются сотрудниками этого МФЦ. И большой вопрос, предусмотрено ли это законом и регламентом работы МФЦ.
Председатель петербургской ТИК №23 Михаил Левин (именно за ТИК-23 закреплены все псковские участки, и именно эта комиссия должна была заниматься логистикой) уверен, что все сделано абсолютно правильно и законно:
— На территории Псковской области нами было развернуто шесть пунктов приема заявлений, — сообщил Левин.
Он подтвердил, что, по идее, избиратель должен обратиться в этот пункт лично. Но если в связи с состоянием здоровья или по другим причинам прибыть лично не может, к нему выходят на дом и принимают рукописное заявление, которое затем регистрируется.
Законна ли такая практика? Однозначного ответа нет. Но очевидно, что благодаря таким действиям избиркома к голосованию привлекаются ровно те избиратели, до которых дошли представители местной власти.