Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
Жертве выставили счет

Жертве выставили счет

24 ноября 2019 22:41 / Общество

Мошенники похитили полмиллиона рублей с карты, банк требует их с пострадавшей. Следствие не движется пять лет.

Списание 450 тысяч рублей со своей кредитки Светлана Кирюшина заметила вечером 25 апреля 2015 года — с тех пор и тянется ее война с петербургским отделением Альфа-банка за право не платить украденные с кредитной карты деньги. Когда в тот апрельский вечер Светлана расплачивалась в кафе, мошенники уже списали почти все имевшиеся на карте деньги, но на чашку кофе все-таки оставили, поэтому пропажу она заметила не сразу. Телефон тогда уже не ловил сеть: ну, бывает.

Вернувшись домой ближе к ночи, Светлана открыла электронную почту и увидела письмо от сервиса WebMoney о списании 15 тысяч рублей — всех денег, которые лежали на этом кошельке. Номер, привязанный к WebMoney, Светлана использовала и для Альфа-банка.

Она насторожилась и по интернет-связи позвонила в банк. Там ее огорошили новостью, что с ее счета списано полмиллиона. Она тут же заблокировала кредитку, а на следующий день уже в офисе Альфа-банка в письменной претензии сообщила о несанкционированном списании средств, которые попросила вернуть на ее счет.

Кражи можно было избежать

Мошенникам «помогли» сотрудники салона «Мегафон». Как известно, на завершающей стадии оплаты покупок и денежных переводов онлайн часто требуется ввести четырехзначный код из SMS. Судя по всему, к 25 апреля на руках у преступников уже были логин и пароль к интернет-банку и CVC/CVV-код от карты (три цифры на обратной стороне). Светлана говорит, что сама не раскрывала данные мошенникам, а счета в других банках остались нетронутыми.


Обладавшим всей информацией о карте преступникам оставалось только завладеть номером телефона. Вот, как они это сделали.


На камеру в салоне «Мегафон» на Лиговском проспекте вечером 25 апреля 2016 года попала женщина лет 35, которая старательно укрывала лицо капюшоном. Она предъявила консультанту водительские права на имя Светланы Кирюшиной и попросила оформить дубликат симки. Возможно, преступникам было легче подделать водительское удостоверение или у них были права на имя другой Светланы Кирюшиной — но паспорт у мошенницы не попросили.

Позднее Выборгская районная прокуратура проведет проверку по обращению Светланы и решит, что филиал ПАО «Мегафон» на Лиговском нарушил закон «О персональных данных», а его директору вынесут представление об устранении нарушений. По закону только паспорт удостоверяет личность.

«Мегафон» видит ситуацию иначе. «Как при заключении договора на оказание услуг связи, так и при оказании сервисных услуг мы строго руководствуемся действующим законодательством, — говорится в ответе на запрос «Новой». — В частности, при замене SIM-карты абоненту необходимо предъявить документ, подтверждающий личность. При этом сотрудник компании всегда проверяет, чтобы изображение на документе соответствовало обратившемуся абоненту. По приведенному вами случаю мы провели служебное расследование, которое полностью подтвердило правильность действий сотрудников салона связи».

Светлана Кирюшина. Фото из личного архива Светлана Кирюшина. Фото из личного архива

Судебная тяжба с «Мегафоном» тоже ни к чему не привела: судья удовлетворился аргументом защитников компании, что одноразового кода недостаточно для списания денег с карты.

Завладев номером Светланы, преступники почти сразу принялись переводить деньги на карту другой клиентки Альфа-банка — некой Светланы Юминовой. За три минуты мошенница сделала три перевода — два по 50 тысяч и один в 75 тысяч рублей. Еще несколько попыток перевода были неудачными — видимо, в Альфа-банке заподозрили неладное. Из управления мониторинга банка оператор Малика позвонила на номер Светланы Кирюшиной, который ей уже не принадлежал: звонок поступил на телефон мошенницы. Состоялся такой диалог (аудиозапись разговора есть в распоряжении редакции):

– Алло.

– Здравствуйте. Светлана Станиславовна?

– Да, да, да, да!

– Альфа-банк, управление мониторинга, меня зовут Малика. Вы сейчас совершали переводы с карты на карту по 25 тысяч?

– Да, да, да, да, да, да, да, совершала!

– Хорошо. Спасибо за подтверждение, всего доброго.

– Ага, ага, до свидания, спасибо.

Как видно, проверочный звонок мог быть полезнее, если бы сотрудница банка задавала вопросы, на которые нельзя ответить односложным «да».

Несмотря на удачный для мошенницы разговор с сотрудницей банка, остальную часть суммы она предпочла снять без участия системы card2card и пошла к ближайшему автомату Qiwi. Через него женщина провела 18 операций на суммы, не превышающие 15 тысяч рублей: это предел для денежных операций через подобные автоматы. Деньги перевели на Qiwi-кошелек.

Расследование привело в ижевскую тюрьму

Внутренняя проверка Альфа-банка показала, что оснований для возврата средств нет. «В данном случае на номер <…>, зарегистрированный в банковских системах, были направлены SMS-сообщения с одноразовыми паролями, с помощью которых подтверждены указанные операции», — так банк ответил на претензию Кирюшиной. Казалось бы, что проще: отменить операцию клиента, которую тот, по его собственным словам, не совершал. Но банк поставил на счетчик именно Кирюшину, а не получателя средств — ту самую Светлану Юминову.

Забегая вперед, скажем, что следователь отдела по расследованию преступлений в сфере информационных технологий ГСУ ГУ МВД России по Петербургу Владислав Дронов попытался найти концы в Ижевске. В этом поволжском городе зарегистрирована Светлана Юминова, на карту которой отправлялись деньги Кирюшиной.


Юминова оказалась безработной дамой с незавидной судьбой, а карточка Альфа-банка принадлежала ей только по документам.


Оформить счет на собственное имя ее попросила подруга-наркоманка, которая к моменту приезда следователя успела попасть в тюрьму. Кто попросил ее найти нужного человека для открытия счета в банке, та не помнила.

Суды заняли сторону банка

Параллельно с расследованием уголовного дела начались суды по иску Светланы Кирюшиной к Альфа-банку «о взыскании неправомерно списанных со счета денежных средств». Сначала Дзержинский районный суд, а потом и Санкт-Петербургский городской суд отказали Кирюшиной в удовлетворении ее требований. Логика решений была такая: для перевода денег клиент вошел в интернет-банк, получил и ввел одноразовый пароль и даже подтвердил свои действия во время звонка из банка — то есть выполнил все договорные требования, чтобы распоряжаться средствами.


«Суд полагает, что у банка в этой ситуации имелись все основания полагать, что распоряжение на перевод денежных средств дано уполномоченным лицом», —


говорится в решении Дзержинского суда. Горсуд пришел к такому же выводу, а Верховный суд рассматривать дело отказался.

Была ли у Альфа-банка возможность или даже обязанность заметить замену SIM-карты и приостановить операции по карте, к которой привязан продублированный номер телефона?

У Центрального банка есть положение №382-П от 09.06.2012. Там говорится, что информация о замене SIM-карты клиента служит основанием «для приостановления пересылки клиенту защищаемой информации и осуществления перевода денежных средств на основании сообщений (кодов), отправленных с номера телефона, указанного в договоре с клиентом». Пресс-служба Альфа-банка ответила «Новой», что в норме говорится так: приостановление сообщений с кодами происходит только «в случае если оператору по переводу денежных средств стало известно о признаках, указывающих на изменение получателя информации».

1280x1024_content_2.jpg

В пресс-службе Банка России уточнили, что положение №382-П действительно не обязывает банки отслеживать состояние SIM-карты клиентов. Но если у банков такая возможность есть, то им разрешается обмениваться информацией с операторами связи. «Ко второму чтению готовится законопроект, который обязывает все банки обмениваться информацией о замене SIM-карты со всеми операторами связи, — рассказал представитель Центробанка. При этом он отметил, что статья 9 Федерального закона «О национальной платежной системе» предполагает, что банк должен вернуть клиенту украденные деньги, «если воровство произошло без степени вины клиента». Читай: если клиент, например, сам не раскрыл секретные данные мошенникам, представившимся поверенными банка по телефону.

Не хватает содействия

Кирюшина отрицает разглашение своих банковских данных по телефону или другим способом. Банк хотя и не привел прямых доказательств вины клиента, но указал на косвенн


Бывает иначе

В 2014 году в Петербурге Следственный комитет раскрыл уголовное дело против сотрудника Сбербанка. Имея доступ к данным депозитных счетов клиентов, он перевел на счета фирм своих сообщников больше 400 млн рублей. Правда, в том случае мошенники даже не заморочились заказом дубликатов сим-карт — сотрудник банка просто внедрял в базу клиентов новые номера. Раскрыть дело помогло внутреннее расследование Сбербанка.

ые: «Пароль «Альфа-клик» может стать известен третьим лицам только в случае разглашения его самим клиентом», — говорится в отзыве Альфа-банка на исковое заявление.

Сейчас, когда все суды проиграны, у Светланы Кирюшиной остается надежда только на то, что мошенников найдут следователи. Первые четыре года дело о хищении полумиллиона рублей пролежало почти без движения в Управлении МВД по Выборгскому району. В главное управление к следователю Дронову оно поднялось только после заявления Кирюшиной на имя начальника ГУ МВД Романа Плугина. Следствие пошло активнее, но наткнулось на глухую стену петербургского филиала Альфа-банка. После очередного обращения Кирюшиной к полицейскому начальству 13 ноября генерал-майор Антропов, по ее словам, задал расследованию ускорение — сейчас главк устанавливает контакт с головным офисом банка.