Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

«фонтан» в метро

8 апреля 2004 10:00

В минувший вторник в Военно-морской академии имени адмирала Кузнецова военные и прежде засекреченные инженеры из «почтовых ящиков» собрались, чтоб обсудить «актуальные проблемы защиты и безопасности». Парадокс заключается в том, что проблем-то и нет почти. Многие технические решения, в том числе противодействия терроризму, найдены. Трудновато продвигается только конструирование отдельных приспособлений. Ну и как всегда, не хватает денег, чтобы внедрить то, что уже разработано. Тем не менее за последние три-четыре года ведущие российские НИИ в деле защиты от терроризма продвинулись довольно сильно. Во многом «благодаря» чеченской кампании и участившимся терактам в городах России.




Как рассказывает Михаил Сильников, директор питерского НПО спецматериалов, не было ни одной спецоперации «без изделий, в которых тепло рук наших рабочих». В первую очередь, это бронежилеты. НПО выпускает аж 200 моделей, из них три семейства бронежилетов стоят на вооружении МВД и два семейства - на вооружении Министерства обороны. Необходимое разнообразие в первом приближении уже достигнуто - есть бронежилеты с утеплителем для районов Крайнего Севера и с усиленной вентиляцией для районов «Крайнего Юга», для женщин и для мужчин, с учетом особенностей фигуры, нет разве что для лошадей. Благодаря питерским бронежилетам и каскам в живых остались тысячи солдат и милиционеров. Но наука на этом не успокоилась.
Главная трудность бронежилетостроения - противоречие между прочностью и подвижностью, известное со времен крестовых походов. Чем прочнее бронежилет (кольчуга, латы), тем скованней в движеньях облаченный. У нападающего всегда фора - он стреляет первым. Благодаря появлению кевлара и других новых сверхпрочных материалов, эти проблемы удалось решить лишь частично.
По нынешним российским стандартам формула компромисса такова: воин или охранник должен успеть сделать хотя бы один выстрел, после того как выстрелили в него. Даже если стреляли в спину. Для этого жилеты изготавливаются разумной толщины, что позволяет обернуться, скручивая позвоночник, но не разворачивая ступней, предельно оперативно. Кроме того, Российская армия все чаще применяет бронированные кабинки. Но это снижает мобильность. В идеале каждого солдата/омоновца нужно было бы посадить в маленький и юркий броневичок. Но чтобы сделать много-много маленьких броневичков, нужны большие капвложения. А их нет.
Куда менее наукоемкая, а потому и более дешевая продукция - едко-зеленая униформа с отражающими полосами производства все того же НПО спецматериалов. Прежде чем взять ее на вооружение, ГИБДД протестировала много альтернативных образцов и выбрала именно этот, питерский. В эту форму одеты все российские гаишники, объемы заказов сказочные, но разработчики не очень рады - низкая наукоемкость униформы не позволяет сделать ее оправданно дорогой. А потому и доходности маловато.
Тем не менее петербургские производители спецматериалов умудряются как-то выживать. Прежде всего благодаря широкому спектру выпускаемой продукции.
Дубинка - позавчерашний день, потому как эффективность ее применения зависит от силы бойца и умения ударить в нужную точку. Электрошок от этого зависит куда меньше. Из четырех видов электрошокеров, принятых на вооружение в РФ, три принадлежат питерским разработчикам. Среди них, например, электрошокер «Ласка» с батарейкой «Крона», очень удобный.
Правда, взяв это устройство на вооружение, российское МВД переименовало его в «Пульс». Посчитали, что «Ласка» - слишком цинично. (Кстати, производятся еще дубинки «Аргумент» и наручники «Нежность».) Но все это (кроме наручников) - вчерашний день.
Завтрашний - средства, позволяющие воздействовать на злоумышленника на расстоянии и не убивая. Например, электрошоком. Классический электрошокер дозирует воздействие электричеством, что и требуется, однако условный преступник (до вынесения приговора все - условные) может выхватить у доблестного бойца это устройство и использовать как оружие нападения. Такое бывало.
Альтернатива классическому электрошокеру - дистанционный, так называемый «дайзер». Чем-то похож на арбалет, но стреляет сразу двумя стрелками на проводках, меж которыми разность потенциалов. Задача - попасть в злоумышленника сразу двумя стрелками. Это не всегда просто. В полете проводки иногда перепутываются, и ток может пойти по короткому контуру, а не через тело. Или через тело, но не то. Тем не менее дайзер уже производится, известны случаи удачного применения. Но есть и противоположные. Охранник питерского банка, стреляя из дайзера, попал преступнику в сонную артерию. Тот умер. Охранник оказался на скамье подсудимых.
Пытались разработчики дистанционного электрошока обойтись и без проводков, создав проводящий канал прямо в воздухе, например распыляя соленую воду, но этот вариант пока что плохо работает.
Новинка сезона - лазерная ослеплялка. Ослепляет временно. Новинка ничем себя пока не опорочила. Огорчает одно - воздействие лазерной ослеплялки сильно зависит от особенностей конкретного человека, а эксперименты, сами понимаете, невозможны, поэтому доработка изделия - штука непростая и долгая.
Ожил в последнее время и петербургский ЦНИИ робототехники, известный всем горожанам по зданию причудливой архитектуры, что на углу проспектов Светлановского и Культуры.
Дело в том, что американцы озвучили свой план к 2020 году довести до беспилотного состояния 30% всей армейской техники - самолетов, танков, бронетранспортеров и т.п. (поначалу говорили - к 2015-му, но поняли, что не справляются). Солдат заменят роботы. Высокотехнологичный ответ Запада на самопожертвование Востока. К этой программе присоединилась Европа. Не могла ударить в грязь лицом и Россия. И, можно сказать, не ударила.
На последних учениях военных спасателей НАТО наш робот нашел изотоп цезия, закопанный в поле, за 12 минут, в то время как американский робот не справился с той же задачей и за полтора часа. Робот-победитель торжественно вручил изотоп поверженному коллеге.
А намного раньше, после Чернобыльской аварии, крышу взорвавшегося блока очищал от радиоактивных осколков переделанный вариант лунохода (разработка ВНИИ «Трансмаш»).
ЦНИИ РТК созданы несколько видов современных роботов, внешне похожих - тележка на колесиках с «глазами», манипулятором и клешней-захватом. Подвеска позволяет лазать по лестницам. Еще в 2000 году роботы типа «Разведчик» спасли от радиоактивных изотопов кобальта целый химкомбинат в Чечне. Отступая, боевики разбросали изотопы по огромной площади завода и закопали в лесу. Самопожертвователи погибли. Роботы все закопанное и разбросанное нашли.
Губит одно - штучное производство. Массовый выпуск роботов в России не налажен. Очевидно, для устрашения воображаемого противника изготовленные единички у нас называют роботокомплексами, но это не спасает.
- В войсках радиационной и биологической защиты на каждую армию сейчас приходится по два-три роботокомплекса, но в других войсках они имеются далеко не в каждой армии, хотя нужны всем, и есть такой план - оснастить, - рассказывает Виталий Лопота, генеральный директор ЦНИИ РТК. - Но при нынешнем уровне финансирования на это потребуется много лет.
Еще хуже с роботами на гражданке. Робота «Антитеррорист» в минувший вторник нам продемонстрировали в Военно-морской академии. Он нашел гранату, схватил ее клешней, отнес в «шляпную коробку» (локализатор «Фонтан»), отъехал, только что честь не отдал и не отрапортовал. Находившийся в двух метрах от «шляпы» человек сказал, что не умрет, даже если граната взорвется. И не умер!
Двух таких роботов купила Москва, для органов ФСБ. В Петербурге имеется как минимум один «Антитеррорист», тот самый, который нам демонстрировали. Постоянно он обитает в чреве ЦНИИ РТК. Еще одного собирались купить питерские органы безопасности, однако сведения об этом засекречены. Себестоимость одиночных роботов фантастична - 300 - 500 тысяч долларов (впрочем, другие представители того же ЦНИИ РТК называли другие цифры - 200 - 300 тысяч). А вот если производить их серийно, ну хотя бы изготовить 50 штук, цена упадет ровно в 5 раз.
Безоговорочная удача петербургских инженеров - локализаторы взрыва «Фонтан». Это большая «шляпная коробка» оранжевого цвета с лункой посредине, куда очень удобно складывать найденные гранаты. Можно и наоборот - накрывать гранаты этой «шляпой». Операция несложная - выполнить ее могут не специалисты, а, например, любой работник метро, обнаруживший подозрительный предмет.
Стенки «шляпки» двойные - меж ними жидкость, наполненная смесью газа и воздуха, грубо говоря - «газировка». В такой среде мощность ударной волны гасится. И если, например, граната взорвется внутри «шляпки», последствий будет в двести раз меньше, чем без нее.
На просторах России размещено уже около двух тысяч таких локализаторов. Они сравнительно дешевы - $700, в отличие от американского аналога за $3000 (есть варианты и по 10000 рублей, упрощенные).
В Петербурге, по данным НПО спецматериалов, «Фонтаны» имеются на крупнейших станциях метро (число их, однако, не разглашается со ссылкой на секретность). В ближайшем будущем Метрополитен собирается укомплектовать локализаторами взрывов все станции. Производители считают, что то же самое должны сделать все универсамы, но до этого пока далеко.

Алексей ОРЕШКИН
фото ИНТЕРПРЕСС