Таможня для амфиподы
Со всех сторон нас атакуют моллюски. Нет, речь сегодня не об устрицах и мидиях, заполонивших элитные супермаркеты. Оказывается, последнее время Финский залив и Невскую губу активно заселяют чужеродные для нашего региона организмы. Вот они все ближе, ближе, кольцо сжимается...
Пеняют и на растяп-аквариумистов, которые по недосмотру выплескивают воду вместе с дитем - каким-нибудь экзотическим представителем фауны; а тот возьми да и приживись в наших краях. Но все же главная вина лежит на моряках: это они вместе с балластными водами привозят из каждого рейса неучтенных пассажиров. Привозят и - спокойно сливают их в Балтику.
Одни нарушители границ родом из ближнего зарубежья - с Каспия, Черного моря, другие - из Северной Америки, Китая. Только в восточной части Финского залива ученые обнаружили 14 диаспор чужеземцев, проникших к нам без визы и паспорта. Как прозвучало на ежегодной сессии Зоологического института РАН (которая как раз сегодня финиширует), по крайней мере половина из этих видов потенциально опасны для нашей местной экологии.
Незваные гости, даром что большинство из них в пищу непригодны, чувствуют себя в балтийских водах вполне в своей тарелке, быстро акклиматизируются и начинают ударными темпами выполнять демографическую программу. Имена пришельцев навеяны не иначе как сладкоголосой кифарой: амфипода понтогаммарус, кладоцера церкопагис... Но очарование обманчиво. Например, атлантической полихете меренцеллярии так приглянулась Копорская губа, что сейчас там от этой самой ме-рен... в общем, не продохнуть - биомасса достигает 30 граммов на квадратный метр, и то ли еще будет! А моллюск дрейссена, с фантастической скоростью забивающий водозаборные отверстия?.. Бедная-несчастная дамба... (Кстати, из экономики США этот «безобидный малыш» ежегодно вытягивает несколько миллиардов (!) долларов.) Прожорливый же дальневосточный ротан практически вытеснил из Невской губы традиционные виды рыб, нанося тем самым ощутимый вред рыболовству.
Увы, когда экспансия уже успешно произошла, как говорят просвещенные тинейджеры, «поздняк метаться».
- Единственный эффективный метод борьбы с захватчиками - это не пускать их на порог, - объяснил «Новой» директор Зоологического института академик Александр Алимов.
Казалось бы, изобретать здесь нечего: сливай балластные воды только в строго отведенном месте, проводи анализы, фильтруй... Но пока прописные истины остаются на уровне благих пожеланий. Правда, обещают, что вскоре под эгидой института должна стартовать программа контроля за распространением «вселенцев» - так зоологи на своем жаргоне называют амфиподу и ее собратьев; и что финансироваться этот проект будет частично за счет Петербурга (редчайший для федерального учреждения прецедент).
Хуже в этом смысле обстоят дела с другой напастью, обрушившейся на прибрежную зону Финского залива: есть такое красивое слово - «эвтрофикация», а попросту говоря, цветет наш залив пышным цветом. Денег же на битву с водорослями с нашей стороны, похоже, не выделяют совсем. Хотя и существует международная программа сотрудничества по названной проблеме, и отечественные специалисты в ней участвуют, чище становится почему-то в основном только «соседская» часть Балтики. Скажем, в Питере разработали методы математического моделирования и отслеживания ситуации. Так вот, их вовсю применяют финны, но не мы. Финны вообще молодцы: используют самые совершенные способы мониторинга, принимают взвешенные решения; в результате за последние пять лет количество биогенных выбросов в Финский залив на их территории уменьшилось на 30 - 40 процентов. И не приносящей никому радости морской флоры тоже заметно поубавилось - на том берегу.
Напомним, что главный биогенный загрязнитель - фосфор, он-то как раз и служит великолепным удобрением для водорослей. Страшно сказать, но в северной столице России ни на одних (!) очистных сооружениях, включая и только еще строящиеся, якобы наиболее современные Юго-Западные, не предусмотрена технология удаления из воды фосфора. Это значит, что стоки после очистки содержат столько же биогенных веществ, как и до нее. И все это добро уходит прямиком в акваторию. А вкладывать деньги в модернизацию системы очистки наши власти пока не планируют. Что ж, будем наблюдать за превращением Маркизовой лужи в болото....
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Справка «Новой»
Исследования прибрежных вод в районе Солнечного, Зеленогорска, Ушкова, Приморска, Копорской и Лужской губы показали бурное развитие прикрепленных к камням нитчатых водорослей - кладофоры. На глубинах от 0,5 до 1,5 метра ее масса достигает 2 кг на квадратный метр береговой зоны. Во время штормов и без того неблагоприятная обстановка на северном побережье Финского залива усугубляется колоссальными скопищами оторвавшихся от субстрата гниющих водорослей.
Кроме того, в середине лета периодически «просыпаются» так называемые сине-зеленые водоросли, которые на самом деле являются не растениями, а цианобактериями, выделяющими в воду токсические вещества. При высокой концентрации они вызывают у человека интенсивный зуд и приводят к появлению симптомов отравления, сопровождающихся подъемом температуры, ознобом, головной болью.