Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
Братва, не судитесь друг с другом
Фото: Александр Ефимов (Фима Банщик) / Из архива

Братва, не судитесь друг с другом

29 июля 2020 11:43 / Судебная хроника

Лидеры тамбовской преступной группировки вместо бандитских разборок пишут заявления в полицию.

Смольнинский суд Петербурга вынес приговор Ашоту Восканяну. Его обвиняли в вымогательстве, но суд изменил статью на «самоуправство». Примечательно, что потерпевшим по делу был признан Александр Ефимов. И тот и другой в 90-е были не последними членами тамбовского преступного сообщества.

Как следует из материалов дела, подсудимый и потерпевший занимаются торговлей землей в Ленинградской области. В августе 2016 года между Восканяном и Ефимовым (в 90-е его знали как Фиму Банщика) вышел серьезный земельный спор. Камнем преткновения стал участок земли площадью 1,7 га в Колтушах (Всеволожский район, кадастровая стоимость участка — 3 млн рублей, реальная — в разы больше). Как установило следствие, Восканян требовал переуступить ему права на участок, не имея на это никаких законных оснований.

Ашот Восканян. Фото: mzk1.ru Ашот Восканян. Фото: mzk1.ru

Ефимов переоформлять отказался и на некоторое время Восканян отступился. 8 ноября 2016 г. он пригласил своего бывшего соратника по ОПС в ресторан Piano Piano на Смольном проспекте. Фима Банщик пришел туда пешком и без охраны: его офис находится в двух шагах от ресторана. Ни тот ни другой о подробностях разговора не распространяются. По странному стечению обстоятельств, именно в тот день в ресторане не работали камеры видеонаблюдения. Следствие уверено, что речь шла все о той же земле в Колтушах. А вот окончание встречи повергло в шок многих осведомленных людей Петербурга: бывший ближайший соратник «ночного губернатора» Петербурга Владимира Барсукова Александр Ефимов был избит охранником Восканяна.


Криминальный мир северной столицы замер в тревожном ожидании. Если Фима Банщик решит действовать «по понятиям», 90-е вернутся.


«Фима Банщик очень близкая к Барсукову-Кумарину фигура, — рассказал «Новой» бывший сотрудник петербургского управления по борьбе с организованной преступностью Александр Савельев. — Он стоял у истоков создания тамбовского ОПС, жил в одном доме с лидером сообщества, прошел через бандитские войны 90-х, пережив несколько покушений. В общем, в криминальном мире фигура заслуженная и уважаемая. А Восканян появился среди тамбовских лишь в середине 90-х. Он был сотрудником частного охранного предприятия «Конкорд». Фактическим руководителем «Конкорда» был Вася Брянский (Василий Владыковский), решавший вместе с Мишей Хохлом (Михаил Глущенко) силовые вопросы тамбовских. Затем Ашота стали чаще замечать в свите Фимы Банщика. По нашим данным, они вместе занимались землей во Всеволожском районе. Затем создал охранное предприятие «Элес». Но даже сейчас, когда тамбовское ОПС приказало долго жить, он не ровня Фиме Банщику».

По информации из неофициальных источников, Александр Ефимов долго не мог решить, что же ему делать. По всей видимости, открывать боевые действия он не хотел. Но и просто так оставить поступок Восканяна тоже было нельзя. А последний, почувствовав слабину, стал угрожать окружению Фимы Банщика. Когда в начале декабря 2016-го он позвонил одному из партнеров Ефимова и стал угрожать его семье, сославшись на то, что Фима Банщик вышел в тираж и больше ничего не может, припомнив случай в ресторане Piano Piano, Ефимов принял решение. И подал заявление в полицию. Криминальный мир удивленно выдохнул: это было не по понятиям.

«Несмотря на свое прошлое, Александр Ефимов давно предпочитает решать проблемы законными методами, — говорит его адвокат Сергей Афанасьев (он же является адвокатом Владимира Барсукова).


— Да и времена сейчас не те. С его стороны было бы верхом безрассудства предпринять что-либо незаконное».


Как удалось выяснить «Новой», перед тем как подать заявление, Ефимов советовался со своими друзьями из властных структур. С кем именно — версии разнятся. Но после ареста Ефимова в 2018 году в Городской суд Петербурга поступило официальное обращение от председателя комиссии по вопросам правопорядка и законности ЗакСа Петербурга Александра Кущака. В своем заявлении депутат от «Единой России» высказывал сомнения в целесообразности содержания под стражей «честного предпринимателя и мецената».

В марте 2017 г. Восканян был арестован по подозрению в вымогательстве. Поначалу следствие шло успешно. Но через пару месяцев дело неожиданно забрала следственная служба УФСБ Питера и области. В декабре 2017-го Восканяна освободили из-под стражи. А еще через четыре месяца, в марте 2018-го, был арестован потерпевший по его делу Александр Ефимов.

«Это раньше братва устраивала разборки между собой, не привлекая «красных», — рассказал «Новой» анонимный источник. — И так было честнее. Сейчас все по-другому. Фима, чтобы с Ашотом разобраться, ментов подпряг. А тот с «фейсами» (ФСБ. — Ред.) договорился. За услугу землей во Всеволожском районе расплатился. Только зря он это. Бадри Шенгелия тоже с ними в игры играл, и чем это кончилось?

Напомним, что на основании показаний Бадри Шенгелия был арестован «ночной губернатор» Петербурга Владимир Барсуков (Кумарин). Он также давал показания в отношении Михаила Максименко, бывшего главы Управления собственной безопасности СК РФ. Шенгелия был убит 17 сентября 2018 года.

В суде защита Восканяна упирала на тот факт, что потерпевший по делу сам находится под стражей. Подсудимый, мол, активно сотрудничал со следствием и вообще раскаивается. В результате статья 163 УК РФ («Вымогательство», наказание до 15 лет) переквалифицируется на статью 330 УК РФ («Самоуправство», наказание до 5 лет) и Восканян приговаривается к девяти месяцам принудительных работ с удержанием из ежемесячного заработка 5%. И тут же освобождается от наказания как отбывший во время следствия.