Аплодисменты в зуме
«Балтийский дом» на перекрестье формата с неформатом.
Он все же открылся. В условиях, когда порой трудно распланировать грядущую неделю, Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» начался в тридцатый раз и будет проходить в течение всего октября. Столь масштабное событие во время пандемии — испытание для команды фестиваля: зарубежная часть программы перешла в онлайн, живые спектакли отменяются и заменяются. Подробностями с «Новой» поделился генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб.
— Юбилейный фестиваль обещает стать особенным во всех смыслах. Как вам работается в условиях нестабильности и неуверенности?
— Ничего хорошего в том, что нам приходится проводить фестиваль во время пандемии, когда границы закрыты, а культурные контакты заблокированы, нет. Но всякое испытание мобилизует и нравственные, и физические силы. Впереди целый месяц, и окончательно мы сможем сказать, удался ли «Балтийский дом», только когда пройдет последний спектакль. Тем не менее я еще раз убедился, что у нас замечательная команда, которая делает фестиваль на протяжении тридцати лет.
Второе: нам удалось сохранить наших. Тех, кто был гостями все эти годы. Жаль, конечно, что наши зарубежные участники представлены только онлайн, в прямых трансляциях. Но уже состоялась премьера спектакля «Монологи тишины», который сделал литовский театр «Мено Фортас», созданный Эймунтасом Някрошюсом. Спектакль собран из монологов актеров, работавших с режиссером много десятилетий. Городской театр Таллина покажет «Коммуну» режиссера Элмо Нюганена. Малый театр Вильнюса представит спектакль Римаса Туминаса «В ожидании Годо». Будет новый для нас гость — театр Шаушпильхаус из Цюриха покажет свою работу «Гроздья гнева» по Стейнбеку.
— Что вы можете выделить из «живой части» фестивальной программы?
— Спектаклям, которые мы смогли привезти в Петербург, уделено основное внимание. Ведь это живой контакт — а мы за тридцать лет воспитали целое поколение людей, которые способны воспринимать новый театральный язык, язык XXI века. В программе есть спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» театра «Сатирикон». В свое время, когда я работал завлитом в театре Ленинского комсомола, мы обратились к этому произведению первыми в стране. И получили, что называется, по полной за то, что поставили эту «антисоветскую» пьесу. И вот она опять появляется, уже в сатириконовской версии. На спектакль, который будет показан на сцене Молодежного театра на Фонтанке, мы пригласим автора Людмилу Разумовскую и актеров, которые играли в премьере 1982 года.
Спектакль РАМТ «Ромео и Джульетта» в постановке Егора Перегудова мы рифмуем с работой эстонских режиссеров, которые поставили спектакль «Джульетта» в БДТ (Тийт Оясоо и Эне-Лийс Семпер, автор музыки Сергей Шнуров. — Ред.). Нам интересен такой диалог двух версий. На фестивале мощно представлен режиссер Дмитрий Крымов — известным спектаклем «Бесприданница» и новой работой «Все тут», сделанной по воспоминаниям самого Крымова о его семье — Анатолии Эфросе и Наталье Крымовой. Премьера этого спектакля состоится в Москве 10 октября, после чего его сразу привезут к нам. Плюс к этому пройдет целый ряд конференций, и онлайн, и живых. Мы открыли проект «Някрошюсовские чтения», которые будут ежегодными. В этом году они посвящены феномену литовской режиссуры.
Также запланирована специальная конференция в формате зума, посвященная феномену виртуального театра. Нравится нам или нет, этот термин прочно войдет в наш обиход.
Проект делает наша молодая команда: мы понимаем, что нужно двигаться вперед.
— Из программы ушла премьера театра Романа Виктюка «Отравленная туника». Почему?
— Причины сугубо организационные, внутри театра. Также у нас слетел спектакль «Пьяный апостол» Генриетты Яновской, заболели два актера. Мы буквально переобулись в воздухе и за три дня нашли ему замену — спектакль «Генри и Эллен», созданный при участии Римаса Туминаса, с участием Анны Большовой и Игоря Гордина. Дай бог, чтобы все остальное приехало, чтобы все были здоровы. Пока идем по плану.
— На фоне отсутствия «живых» зарубежных гостей бросается в глаза неширокая российская география: сам театр-фестиваль «Балтийский дом», Москва и театр Николая Коляды из Екатеринбурга.
— Мы международный театральный фестиваль стран Балтии и ориентируемся на Литву, Латвию, Швецию, Эстонию, Финляндию, Германию. Хотя в качестве гостей приезжали театры из Италии, Израиля. При всем уважении к региональным театрам это просто не наш формат. Мы и московские театры редко приглашаем, сегодня это больше вынужденная мера. Коляда — скорее, исключение. Я с большим уважением отношусь к его драматургическим и организаторским способностям, таланту. Я знаю о положении в его театре, и это в какой-то степени наша поддержка коллективу (Николай Коляда заявлял о возможном закрытии своего театра из-за тяжелого финансового положения. — Ред.). И мы очень рады, что его «Оптимистическая трагедия» идет чуть ли не первым номером по продаже. Аншлаг. Я-то думал — продадим сто билетов и будем счастливы.
Что касается региональных театров — действительно, к сожалению, в стране нет большого общероссийского фестиваля. В какой-то степени эту роль выполняет «Золотая маска» — но там особый ракурс отбора, связанный с творческой ориентацией ее совета. У нас есть фестиваль «Встречи в России», который посвящен русским театрам постсоветского пространства и дальнего зарубежья. В этом году мы, к сожалению, пока перенесли его на декабрь, но, может, его вообще придется перенести на следующий год: границы с Казахстаном, а сейчас и с Белоруссией, Литвой, Латвией, Эстонией, где есть большие русские театры, закрыты.
Беседовал Евгений Хакназаров