«бобыль» до нар доведет
Несмотря на вынесенный вчера Городским судом Петербурга приговор группе налетчиков, на совести одного из которых похищение из Русского музея двух полотен известного русского художника Василия Перова («Бобыль-гитарист» и эскиз к «Тройке»), ставить точку в этом скандальном для отечественной культуры деле рано. Не всех осужденных приговор устроил, и они намерены жаловаться выше.
Кража из Русского музея была для преступников лишь эпизодом, к тому же нетипичным. Основная специализация этих молодых парней из поселка Новый Свет из-под Гатчины - вооруженные налеты на часовые и ювелирные салоны.
Из того перечня преступлений, что удалось доказать суду, похищение перовских картин было вторым по хронологии. 6 апреля 1999 года Дмитрий Рукавицын (он до сих пор в бегах) и Закир Асадуллаев обмотанным в тряпку молотком выбили оконное стекло в зале первого этажа Русского музея. Пока Асадуллаев стоял на стреме, Рукавицын забрался внутрь и кухонным ножом попросту срезал картины Перова с креплений (страховая стоимость каждой картины оценена в 700 тысяч долларов). Когда он вылезал из здания с добычей в руках, налетчиков обнаружил сотрудник вневедомственной охраны Этнографического музея. Он попытался задержать похитителей, но Рукавицын стал отстреливаться, и беглецам удалось оторваться от погони.
Правда, продать картины они так и не смогли. Для консультаций у петербургских антикваров Рукавицын с Асадуллаевым обратились к своему приятелю Солодову. Информация дошла до оперативников 12-го (антикварного) отдела питерского уголовного розыска, как раз занимавшихся поиском картин. По своим каналам оперативники предложили Солодову уговорить похитителей вернуть картины. Тому это удалось - похищенное было подброшено в камеру хранения Варшавского вокзала, а потом Солодов позвонил сотрудникам милиции и сообщил, где именно можно забрать картины...
Но Русский музей - это для «новосветских налетчиков» все же экзотика. Основной доход они получали от нападений на часовые и ювелирные магазины. Ими было совершено девять таких налетов примерно по одному сценарию: нападавшие с оружием в руках вламывались в помещения магазинов, заставляли сотрудников и охрану лечь на пол, после чего разбивали витрины, откуда похищали ювелирные украшения и дорогие часы. Добычу продавали на Сенном рынке или в Москве (именно в Москве при попытке продать дорогие швейцарские часы был задержан Асадуллаев), а выручку делили между участниками налетов.
Самым излюбленным объектом для налетов стала сеть элитных часовых магазинов «Гринвич» - почти за два года своей деятельности бандиты нападали на эти магазины пять раз.
Но с декабря 1999 года удача отвернулась от «новосветских налетчиков» - после одного из нападений задержали Богданова с Моисеевым, затем Терехина, потом и остальных. И только Рукавицын пока избежал скамьи подсудимых.
По приговору суда Александр Абрамов получил 11 лет колонии строгого режима, Закир Асадуллаев (именно он похитил картины Перова в компании с Дмитрием Рукавицыным, находящимся до сих пор в федеральном розыске) - 14 лет строгого режима, Дмитрий Богданов - 8 лет строгого режима, Роман Терехин и Дмитрий Сергеев - по 5 лет строгого режима. Илья Моисеев получил по приговору суда 4 года 4 месяца лишения свободы, однако, поскольку именно столько он отсидел во время предварительного следствия, его освободили прямо в зале суда.
Александр САМОЙЛОВ