Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Свет блуждающей звезды

19 июля 2004 10:00

Двадцатилетняя Мари плакала навзрыд, лепеча что-то по-французски. Причина была невероятной - в руках девушки лопнул надувной шарик. Но окружающие и не думали смеяться и даже шутить - пытаясь утешить, протягивали свои шары. Но от этого она плакала еще горше - хотелось вернуть именно тот, что превратился в обвисший лоскуток. Мари больна тяжелой формой аутизма. Ее развитие осталось на уровне трехлетнего ребенка. И если б не Филипп Дюба, приведший ее в арттерапевтический театр «Турбуленс», девушка была бы обречена на домашнее затворничество. В театре она научилась петь, танцевать, улыбаться, а главное - слышать отзвуки, доносящиеся из мира. У парижанки Мари потрясающие глаза и через пару минут, успокоенная матерью, она уже пела со своими друзьями перед зрителями, рассевшимися на поляне. Надо слышать, как поет театр «Турбуленс»...



Эту бесхитростную драму довелось наблюдать в поселке Смолячково, что в сотне километрах от Санкт-Петербурга, где проходил второй международный арттерапевтический фестиваль «Блуждающие звезды». В течение восьми дней дети и молодые люди с особенностями развития - именно так деликатно называют своих питомцев устроители - жили ни на что не похожей жизнью.
Постояльцы корпуса «Чайка» пансионата «Восток-6» - а это около 300 детей и взрослых - с утра до вечера пели, танцевали, рисовали, лепили, плели, пилили, строгали...
- Арттерапия - лечение с помощью творчества, - объясняет директор программы «Помощь детям-сиротам в России» Марина Дубровская. - Наши дети много что умеют - чуть ли не весь пансионат часами наблюдал за работой творческих мастерских. Но на замечательные песнопения, кукольные спектакли и номера пантомимы, глиняные кувшины, автопортреты и поделки из дерева мы смотрим еще и как на освобождение от внутренних напряжений, страхов и тревог. Ведь многие из наших подопечных имеют тяжелые диагнозы.
То, что совместное творчество способно на чудеса, давно знают и в московской интеграционной школе «Ковчег» - главном закоперщике фестиваля. Вот уже 14 лет здесь не перестают удивляться реабилитационным и развивающим возможностям арттерапии. Дети, поступившие в школу с, казалось бы, безнадежными диагнозами, учатся образному восприятию, получают навыки общения, а в итоге находят свое место в жизни. Нет, диагноз - еще не приговор!
А если говорить о сиюминутном эффекте, то во время творческих занятий у больных детей нормализуются артериальное давление, пульс, улучшаются самочувствие и настроение. Стоит только сказать, что участники фестиваля в Смолячково заметно снизили обычную дозу лекарств.
Еще одно ноу-хау «Ковчега» - совместное обучение «особых» и здоровых ребят. Сегодня это единственная в России интеграционная школа - то есть интегрирующая детей с особенностями развития в среду здоровых сверстников. Из 514 ее учеников 90 детей-инвалидов и 140 - «с диагнозами». Надо ли говорить, как благотворно такое общение сказывается на «ослабленной» половине.
Но самое любопытное, оно преображает и здоровую! Как говорят педагоги «Ковчега», их дети умеют сострадать окружающим. Они не отворачиваются, встретив на дороге инвалида, а подходят и предлагают помощь. Они шефствуют над одинокими стариками, а главное - они толерантны, признавая право на счастье за каждым человеком, каким бы он ни был.
- Основная идея «Ковчега» - создать модель общества, свободного от предрассудков и нетерпимости, - рассказывает директор школы Александра Ленартович. - Поговорите с родителями больных детей, и вы составите представление о том, каким безжалостным и агрессивным бывает наш социум. Детей-инвалидов не принимают в общественном транспорте, столовых, случается, даже не пускают в музеи! Не говоря уж о том, что для них закрыт доступ в обычные школы. Это средневековье. Цивилизованное общество уже давно приняло в свое лоно людей с отклонениями в развитии. И сегодня они ведут радостную и полноценную жизнь.
Театр «Турбуленс» из Парижа - наглядное тому подтверждение. Не менее убедительно выглядели и питомцы интеграционной школы из-под Дюссельдорфа. На фестиваль также приехали волонтеры-психологи из Германии, Швейцарии. Все они - постоянные западные партнеры «Ковчега», помогающие российским коллегам морально и методически. Финансово единственной в своем роде школе России помогает тоже Запад - программа «Помощь детям-сиротам в России» США и американский еврейский объединенный распределительный Комитет «Джойнт». Они же финансировали и фестиваль.
На самом деле фестиваль - попытка вывести «на люди» детей с отклонениями в развитии. (К слову, на него были также приглашены воспитанники детских домов и интернатов Петрозаводска, Томска, Хабаровска, Магадана.) Отдыхающие пансионата «Восток-6», сами того не подозревая, стали экспериментальной аудиторией, на которой проверялся эффект еще одной ступени интеграции. Учитывая российский менталитет, организаторы очень волновались.
Но «выход» состоялся без сучка и задоринки. Отдыхающие подпевали театру «Турбуленс», пританцовывали, просили дать порисовать своим детям.
- Все мы были счастливы от общения друг с другом, - констатирует Александра Ленартович.
Единственное, о чем забыла спросить Александру Михайловну, - почему все-таки «Блуждающие звезды»? А впрочем, ясно и без того: каждый из нас - блуждающая звезда, пока мы не заметим, не примем друг друга. Но как только заметим, поймем и откроем сердце, нам открывается завораживающий свет. Примерно такой, каким сияют глаза Мари...

Лина ЗЕРНОВА