Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Пикник на обочине генплана

18 октября 2004 10:00

Перемены неотвратимы, как землетрясение при тектонических сдвигах. Даже и без знакомства с разрабатываемым ныне Генпланом развития Санкт-Петербурга ясно, что город претерпит изрядную трансформацию. Но если оценить перспективы, уготованные разделом генплана в области промышленной политики, можно прийти к такому выводу: Петербург-2015 будет не похож на сегодняшний гораздо больше, чем хотелось бы изрядной части горожан.

Не станут ли новые промзоны новым гетто?




В целом грядущие перемены обозначены как «деиндустриализация городских территорий». Хотя сегодня именно промышленность является той самой «дойной коровой», что обеспечивает треть поступлений в городскую казну (для сравнения: ближайшая по размеру область торговли и общепита дает лишь 13%, остальное и вовсе набирается по крохам), новая концепция отводит ей в намеченном развитии города отнюдь не лучшее место. Слово «место» здесь надо понимать буквально: речь идет о вытеснении предприятий на городскую периферию и в Ленинградскую область. К 2015 году планируется стереть на городской карте 1000 гектаров серых пятен промзоны – с предоставлением предприятиям земли на далеких окраинах и по периметру кольцевой дороги. Резонов множество, и главные из них – ужесточение государственных экологических стандартов в городской черте и рост стоимости земли в городе.
Переселение на окраину при этом будет делом сугубо добровольным.
– Когда цена земли в Петербурге возрастет до манхэттенской, промышленность просто не сможет конкурировать с банкирами и сферой высокоэффективных услуг, – поясняет президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Вахтанг Ковешников.
Иначе говоря, никто не будет целенаправленно принуждать предприятия к переезду: сама жизнь поставит их перед этой необходимостью. Различные меры воздействия типа обрезания подъездных путей (и прочее на грани, а то и за гранью допустимого) даже не потребуются.
Впрочем, то, что якобы не потребуется в будущем, практикуется уже сейчас. К примеру, на прошедшей неделе дорожно-строительная компания, соединяющая Индустриальный проспект с Шафировским, приступила к разрушению железнодорожного пути без всяких согласований с их собственником. При этом Завод слоистых пластиков не может добиться от города ни переноса ветки, ни хотя бы каких-то компенсаций.
– Бредовая ситуация, – говорит гендиректор завода Юрий Башкиров. – Город ведет строительство, при этом наносит нам ущерб, и он же выступает единственно возможным оценщиком этого ущерба...
Так что конфликтные точки, изначально заложенные в концепцию (по признанию даже самих разработчиков), уже сейчас дают о себе знать. Механизма согласования интересов нет. В таких условиях число непредсказуемых потерь и злоупотреблений может быть поистине огромным. И хотя никто не выступает против перемен по сути, – назрели, это ясно, – но вопросы о том, как далеко они зайдут, каковы будут методы их проведения, о четких и ясных правилах игры волнуют всех заинтересованных лиц. Но вопросы пока повисают в воздухе.
И это при том, что изначальный смысл любого плана – не в создании проблем, а в их предотвращении. Но, по мнению предпринимателей, разговор о промышленной политике «вместо программы поддержки стратегически важных отраслей свели к разговору о земельных участках».
«Промышленную» часть генплана нацеливают на извлечение из городских территорий максимальной прибыли. Очистить дельту и набережные от малодоходных и обширных предприятий. Создать на их месте бизнес-сити: банки, деловые центры, компактные предприятия с высокой прибылью. Вытесняемые заводы-фабрики могут разместиться на окраине. По крайней мере, те, которые вообще смогут где-либо разместиться: для многих необходимость переезда равнозначна смертному приговору. Ведь если предприятие не может окупить капитальные вложения за короткий срок, затраты автоматически означают крах. Вы можете представить демонтаж-перевозку-установку одного пятидесятитонного станка? В сорок первом году, правда, и не такие чудеса творили: громоздкое оборудование нередко буквально выламывали из цеховых корпусов, взрывая стены, а потом устанавливали на новом месте чуть ли не в чистом поле, – но тогда, как известно, была война.
– После того как будет принята эта концепция, акции многих фирм мгновенно упадут в цене, – считает президент Торгово-промышленной палаты Петербурга Владимир Катенев. – Но это забота только лишь их руководства.
Впрочем, необходимость переезда станет головной болью не только для руководства, но и для работников обреченных предприятий. Ведь «синим воротничкам» и специалистам узкого профиля светит безрадостная перспектива выбора: или срочно менять квалификацию – или тратить на дорогу к работе и домой по три-четыре часа в сутки. Или того хуже, перебираться вслед за своими заводами на выселки, в новые промышленно-жилые зоны.
Ну а радостную возможность проживания в чистом и цветущем бизнес-городе, равно как и звание петербуржца-2015, сможет получить лишь тот, кто успеет за ближайшее десятилетие обзавестись подходящим образованием, статусом и, конечно же, доходами.

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ
фото Александра РУДЕНСКОГО