Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Страшный сон

2 декабря 2004 10:00 / Политика

Есть такая детская книжка 1960-х, что ли, годов, написала ее Софья Прокофьева: «Сказка о ветре в безветренный день». Дело там, значит, вот в чем. В некотором царстве – некотором государстве правящая верхушка объявила себя столь физически прекрасной, что простой народ будто бы и глядеть на нее не должен – дабы не ослепнуть от такого сияния. Потому руководство носит шапки-невидимки. Но, как положено в советской литературе, терпение пролетариата лопается, он умелыми руками строит ветродуй, с помощью которого на каком-то массовом мероприятии шапки сдувает – и невидимое становится видимым: надо ли говорить, что открывшаяся картина была вполне отвратительна?

А вот еще известная сказочная сцена: собачка Тотошка с лаем бросается за трон Гудвина Великого и Ужасного – и оттуда, вопя, выскакивает Правитель Изумрудного Города, на поверку оказавшийся маленьким лысым человечком в клетчатых штанах, ярмарочным продавцом воздушных шаров.

Кажется, нынешним нашим начальникам периодически снится похожий сон. Пушкин, рассуждая о фаворитизме в России XVIII века, в эпоху «женского правления» Екатерины, заметил: «Не нужно было ни ума, ни заслуг, ни талантов для достижения второго места в государстве». Нечто в этом роде наблюдаем мы и сейчас – но ведь жизнь любого временщика, попавшего в случaй, какие бы краснознаменные хоры социологов и просто лизоблюдов его ни славили, неизбежно отравлена внезапными уколами понимания: а если вдруг подует ветер...

...А как все шло гладко! Уже почти что везде навели порядочек. И огромная страна застыла в равнодушном студенистом покое. И даже незапланированные возмущения на поверхности этого студня быстренько утихают, послужив попутно для дальнейшего укрепления вертикали (ибо в мироздании не происходит практически ничего, что нельзя было бы объявить укрепительным поводом).

Но!

Как говорит в «Тени» Е. Л. Шварца Первый министр, «за долгие годы моей службы я открыл один не особенно приятный закон. Как раз тогда, когда мы полностью побеждаем, жизнь вдруг поднимает голову».

Уверен, раздражение и злоба, охватившие кремлевских сидельцев в связи с происходящим на Украине, признаком которых служит истерика на государственном ТВ, имеют вовсе не какие-нибудь высоколобые геополитические причины. (Будто там имеется хоть единый ум, способный вместить помышление об исторических судьбах стран и народов, а не одни только сиюминутные хлопоты своекорыстия?) Воспользуемся «бритвой Оккама»: если есть простое объяснение, не надо искать сложного. Причины – явно психологические. Могу представить чувства, которые испытывают прорабы строительства управляемой демократии (вернее, рытья – ведь стройка бункера идет не вверх, а под землю), глядя по телевизору на запрудивших улицы и площади людей. В психоанализе это называется проекцией: «ну нет, уж у нас-то до такого никогда не дойдет!» А призрак Тотошки утопить в коньячке!

Кстати, совершенно психоаналитическая проговорка – сюжет Первого канала о том, как демонстранты мешают уличному движению и киевские таксисты теряют деньги в пробках. Это ведь одна из главных тем «Дракона» того же Шварца: Драконова власть начинает шататься, когда находятся хотя бы немногие, для кого существует нечто высшее, чем сегодняшняя колбаса. Поэтому, конечно, сразу раздаются призывы лучше заняться делом и не наносить ущерба экономике.

Если же в самом деле задуматься об исторических судьбах стран и народов – здесь, как ни странно, все тоже гораздо проще, чем следует из дверьюприщемленных визгов об «интересах России». В России близка к завершению реставрация советской власти – и в этом смысле она действительно правопреемница СССР. Который, как мы помним, покойный Рейган с исчерпывающей полнотой и точностью назвал империей зла. Спрашивается: а нынешняя Российская Федерация – не страна, как выразился Набоков, дивной вольнолюбивой культуры, а государство – чего империя? Добра, что ли? Движение государства (как, впрочем, и отдельного человека) на пути к добру прямо обусловлено его способностью думать о чьих-то интересах, кроме собственных. В данном случае – как будет лучше не для России, а для самой Украины?

Вот и рассудим объективно и беспристрастно. Что мы знаем про Ющенко и Януковича? Только то, что нам рассказывают средства массовой информации. Они рассказывают, либо что тот/другой хорош/плох, либо – что оба хуже. Обыватель, решивший составить собственное суждение, не сможет сделать этого за недостаточностью оснований. Что же нам известно наверняка – из личного опыта? Вот есть Европейский союз – и лучшего социального устройства человечество на сегодняшний день не создало. Есть Финляндия, которая впервые в истории этого самого человечества мирно и к всеобщему удовольствию решила проблему нацменьшинств. Есть Германия, чей мощный дух – также впервые! – доработался до искреннего национального стыда и покаяния и обустраивающая наших евреев. Есть Швеция, Бельгия, Голландия и т. д. – в общем, страны, где государство не ненавидит и не боится своих граждан, где люди друг другу не враждебны по факту рождения, где общество человеко- и природолюбиво, где, наконец, к чужой беде относятся не как к возможности на ней нагреть руки – но просто спешат на помощь. И есть Российская Федерация – империя... пока что еще, кажется, не до конца победившего добра. И вот ЕС за одного кандидата, а РФ – за другого. И кому в такой ситуации я должен доверять? Тут уместно вспомнить алгоритм И. А. Бродского, который, прочитав, что Евтушенко против колхозов, заметил: тогда я – за!

В свое время по поводу возвращения александровско-михалковского гимна Путин сказал: «Если отвергать все, что было, – мы тогда должны будем согласиться, что целые поколения наших людей, наши матери и отцы прожили свою жизнь бесполезно и бессмысленно, прожили ее зря. С этим я не могу согласиться ни умом, ни сердцем». Высочайшее несогласие отражается в пропагандируемой нынче точке зрения: мол, одни не любят советскую власть, а другие любят, это две равноправные позиции, между которыми надо искать консенсус. Так вот нет же! Советское государство – антигуманное, преступное, миллионами загубленных жизней доказавшее ошибочность положенной в его основу идеи. Любящие его, разумеется, не виноваты, однако понимание этого никак не отменяет и понимания того, что они заблуждаются. И длить существование на земле чего бы то ни было советского есть увеличение количества зла. Так что если на Украине орудует «рука Запада» – пусть она победит как можно скорее.