Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Тайны двух генералов

20 декабря 2004 10:00

Совсем недавно начальник Главного управления внутренних дел Петербурга и Ленинградской области Михаил Ваничкин преподнес не ожидавшим подвоха горожанам сюрприз: объявил о том, что под Новый год в северной столице возможны теракты. И к этому надо быть морально готовыми, усиливать и бдить... Примерно то же самое вскоре повторил руководитель ФСБ Николай Патрушев, приехавший в конце прошлой недели в город на Неве, для того чтобы поприсутствовать на коллегии петербургского УФСБ и вручить Валентине Матвиенко медаль «За взаимодействие с ФСБ России». Ну а второе лицо милицейского главка – начальник криминальной милиции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти Владислав Пиотровский (правда, еще до этого), наоборот, обнадежил горожан: дескать, ситуация под контролем, и милиция северной столицы на высоте. Причем сегодня – как никогда... И в принципе, ничего неожиданного в таком раскладе нет. Ведь, с одной стороны, никогда нелишне напомнить о том, что «наша служба и опасна, и трудна», тем более когда вокруг враги – террористы, шпионы и диверсанты. И неплохо бы, к примеру, увеличить штатное расписание и бюджет. С другой стороны, нельзя не подчеркнуть, что служба идет исправно, и конкретные начальники с генеральскими звездами заслуживают лишь благодарности и поощрения...




Михаил Ваничкин


Питерская милиция начала отчитываться о своих победах и достижениях загодя – еще в преддверии славной даты 10 ноября – Дня милиции. В ближайшие дни, к концу года, эти заявления отольются в окончательные победные релизы: раскрыто... задержано... изъято... Впрочем, не все считают работу питерских стражей порядка безупречной. Хотя, конечно, налицо несомненные успехи: раскрытие разбойных нападений на инкассаторов, нападений с убийствами на залы игровых автоматов, раскрытие многих громких заказных убийств, в том числе на национальной почве. Об этом широкой общественности поведал как раз Владислав Пиотровский.
Как поведал и о том, что убийство таджикской девочки, совершенное в феврале этого года и вызвавшее огромный международный резонанс, раскрыто. Мол, путем внедрения в преступную среду оперативников установлены причастные к убийству лица. Некоторые задержаны и уже дают показания. Правда, как оказалось, в прокуратуре Петербурга об этом ничего не знали. Да и один из наших источников, работающий в так называемом «экстремистском» 18-м отделе УБОПа, заявил: «наработки имеются, но до раскрытия еще... как до Китая...»
Другим крупным успехом питерские сыщики объявили задержание Олега Маковоза, которого определили в лидеры братской ОПГ. (Стоит заметить, что наши источники в УБОПе до появления информации в СМИ о подобной ОПГ и об авторитете по имени Маклауд ничего не слышали.) Из правоохранительных органов просочились слухи о том, что задержанные подозреваются в совершении чуть ли не всех «авторитетных» заказных убийств нескольких последних лет. Впрочем, вскоре восторги по поводу столь значительного успеха милиции несколько поутихли.
Дело в том, что на сегодняшний день Олегу Маковозу предъявлено всего два обвинения (а не несколько десятков): это убийство Павла Касаева (который считался одним из лидеров «казанских») и похищение с целью вымогательства директора Корниловского фарфорового завода Гейдара Иманова. Причем эти эпизоды, по нашим данным, основаны лишь на показаниях единственного свидетеля.
Как нам удалось выяснить, этот свидетель – некий Денис Долгушин, считавшийся «офицером по особым поручениям» Рустама Равилова (Рома Маршал, убит в июле 2004 года). Долгушин был задержан на следующий день после покушения на Олега Маковоза. 14 октября 2003 года автомобиль Маковоза был расстрелян из автоматов, ранены оба его охранника. Долгушин и еще несколько человек были задержаны по подозрению в организации этого покушения. Но через четыре месяца его отпустили под подписку о невыезде. А вместо него на нарах оказался Маковоз. Возникли предположения о том, что Долгушин получил свободу за показания против Маковоза. По крайне мере, именно так трактовали эту ситуацию адвокаты Маковоза. Хотя понятно, что они заинтересованы любой ценой обелить своего подопечного.
С этой целью они распространяют и еще одну версию: о том, что Олег Маковоз, дескать, кому-то сильно мешал, потому его и решили упрятать за решетку. Кому? Маковоз рассказывает о том, что через некоторое время после убийства Константина Яковлева (знаменитого Кости-Могилы) к нему пришел могущественный Роман Цепов. И предложил поделиться долей в бизнесе (торговля лесом и фармацевтика). А после того как Маковоз отказался, Цепов, мол, пригрозил ему неприятностями со стороны правоохранительных органов. Которые и последовали. А их инициатором якобы стал «человек Цепова»... – начальник криминальной милиции ГУВД Владислав Пиотровский. (Заметим: год назад многие в среде правоохранителей говорили о том, что Пиотровский оказался в кресле начкрима ГУВД именно благодаря Цепову.)
Могло ли быть так, что милиция выполняла некий «заказ» Цепова? И мог ли, наоборот, сам Маковоз «заказать» Цепова, чтобы устранить соперника? Ясность здесь, по-видимому, внесет следствие. Тем не менее на сегодняшний день можно с достаточной степенью уверенности говорить: утверждать, что Маковоз является именно тем монстром, которого из него пытались делать некоторые СМИ, преждевременно...


Владислав Пиотровский


Словом, говорить о феноменальных успехах питерской милиции в раскрытии нескольких десятков (!) заказных убийств пока рановато. Чем же в таком случае объясняется победный настрой милицейского руководства? Ответ, как нам кажется, лежит на поверхности.
Уже достаточно давно стало известно о том, что Министерство внутренних дел в скором времени будет реорганизовано. Но лишь в конце нынешнего года эти слухи обрели под собой почву. По имеющимся данным, структура МВД будет реорганизована в департаменты. Первая ласточка, Департамент обеспечения безопасности дорожного движения, уже появилась. На очереди департаменты криминальной милиции, следствия, милиции общественной безопасности, экономических преступлений и прочее. Планируется, что каждый департамент в субъекте федерации будет подчинен руководству в федеральном округе, а тот в свою очередь – напрямую Москве. При такой реорганизации управления внутренних дел на местах теряют большую часть своего влияния на деятельность различных милицейских служб. За ними, видимо, останется лишь координирующая деятельность.
Известно также, что при всякой реорганизации за бортом оказываются некоторые сотрудники и руководители. Ну а другие, наоборот, взлетают вверх по карьерной лестнице. В этих условиях чашу весов может склонить не только реальный прокол, но даже нависшая тень сомнений. Так что не случайно одни в это время рапортуют о победах, а другие тщательно подбирают компромат – в том числе на самих первых лиц милицейского руководства.
И не случайно объектом пристального интереса является именно Владислав Пиотровский. Который, как говорят, метит в кресло руководителя питерской милиции (нынешний руководитель, Михаил Ваничкин, при таком раскладе вернется «на историческую родину» – в Москву).
В этой связи вполне логична утечка информации о неких перипетиях «дела Маковоза». Так же как и напоминание о странной реорганизации питерского Управления по борьбе с организованной преступностью. При которой в феврале нынешнего года из УБОПа «ушли» бывшего начальника 7-го отдела Игоря Гусева, занимавшегося разработкой лидеров организованных преступных группировок, и из органов вылетел якобы после того, как взял в разработку все того же Романа Цепова. Ну а вслед за Гусевым уволились сами и были уволены еще многие сотрудники УБОП. Не случайны и слухи о неких неформальных связях руководства криминальной милиции с некоторыми сотрудниками «тюремного ведомства» – ГУИН. Что якобы позволяет «прессовать» арестантов в следственных изоляторах – с тем чтобы выбить нужные следователям показания. (В этой связи называлась фамилия начальника одного из отделов ГУИН Константина Веклича.)
Но слухи слухами, между тем аккурат ко Дню милиции Владислав Пиотровский получил звание генерал-майора. (Кстати, став одним из самых молодых генералов на должности такого уровня.) Выходит, слухи о его карьерной кончине сильно преувеличены? И в действительности разыгрывается именно «его сценарий»? То есть: Михаил Ваничкин – в Первопрестольную, Владислав Пиотровский – на его место?

Андрей СУРИКОВ
фото ИНТЕРПРЕСС