Юрий амурский
Вы, наверное, будете смеяться, но еще один «питерский» стал членом Совета Федерации от региона, весьма далекого от невских берегов. Вслед за Григорием Забайкальским пришел Юрий Амурский: совсем недавно сенатором от Читы стал экс-депутат Госдумы Григорий Томчин, а теперь сенатором от Хабаровска – экс-глава питерской «Единой России» и декан философского факультета СПбГУ Юрий Солонин...
Будучи в 70-е годы преподавателем философского факультета, Юрий Никифорович ничем особенным среди коллег не выделялся, и продвинуться ему удалось лишь тогда, когда он стал лектором обкома КПСС и начал выступать с публичной критикой антикоммунизма. Помогло: в 1980 году он стал профессором факультета журналистики, а затем и деканом. Но журфаком Солонин руководил лишь два года, а затем вновь вернулся к философии, и в 1989 году был избран деканом.
Длительное время он не проявлял ни малейшего интереса к политике, но в 2001 году «Единство» решило выдвинуть его в депутаты Госдумы по освобожденному «степашинскому» округу. Однако, несмотря на то что его поддержали и «Яблоко», и СПС, и «Отечество» (тогда еще существовавшее отдельно), Солонин стал лишь третьим. И хотя выборы не состоялись из-за низкой явки, «медвежья» репутация серьезно пострадала. Ну а затем разразился известный скандал, когда в конце 2001 года начали создавать партию «Единая Россия»...
Готовить этот процесс в Петербурге из центра назначили Солонина и тогдашнего вице-спикера Законодательного собрания Константина Серова, лишь недавно вступившего в «Единство». На политсовете питерских «медведей» был составлен список будущих учредителей «Единой России» и вручен Серову и Солонину для переправки в Москву. После чего из столицы пришел совсем другой список – сокращенный на треть, и более того – не содержащий многих видных лиц, в частности – Вадима Тюльпанова и председателя исполкома Вадима Сергиенко. «Цвет нашей партии остался за бортом», – публично негодовал Тюльпанов, но сделать ничего не смог.
В начале 2002 года подал в отставку председатель политсовета питерских «медведей» Александр Михайлушкин, а на его место по протекции Бориса Грызлова попал именно Солонин. На этом посту он пробыл почти полтора года, решительно ничем не отличившись. Правда, регулярно выступал с примечательными заявлениями.
Так, в ноябре 2002 года, перед выборами в ЗакС, он заявлял, что «ЕР» проведет больше всего депутатов в городской парламент. Результат – были избраны только четверо депутатов, которых выдвигали «медведи». Правда, в конце концов «ЕР» стала самой большой фракцией, но к выбору избирателей это не имело никакого отношения.
В декабре профессор Солонин призвал питерскую интеллигенцию «избавиться от комплекса отчужденности от власти».
В январе 2003 года он заявил, что «Единая Россия» не является «карманной партией», хотя и поддерживает президента.
В марте он признал «недоработки партийной организации» и заметил, что «в Петербурге «Единая Россия» не нашла цепочки связи с теми слоями населения, которые определяют политический климат». Перед этим работу «медведей» жестко раскритиковал Борис Грызлов, Солонин же в ответ заявил, что причина этому – «плохие отношения со СМИ и отсутствие финансовой базы». Это у партии власти-то плохо с финансовой базой?
Успешность руководства Солонина хорошо иллюстрирует фрагмент из «Базовой стратегии избирательной кампании «Единой России» в Петербурге», разработанной накануне выборов в ЗакС осенью 2002 года: «Имидж действующего председателя регионального отделения партии далек от идеалов избирателей... предъявление живьем такого кандидата избирателям резко уменьшает его шансы на победу... Справедливости ради заметим, что с точки зрения истории это проблема не Солонина, а избирателей, которые пока не готовы по достоинству оценить его личные и деловые качества». Что называется, без комментариев.
Закончилось все это так, как и должно было закончиться. В начале июня 2003 года Солонин подал в отставку, и на его место был избран вице-губернатор и руководитель смольнинской канцелярии Александр Беглов.
Необходимость именно такой рокировки стала понятна уже через несколько дней: 17 июня подал в отставку губернатор Владимир Яковлев, ставший вице-премьером по ЖКХ, а замещать его на период до новых выборов губернатора должен был по уставу города именно Беглов. «Медведи» сосредоточили в своих руках весь «административный ресурс» – и предоставили режим наибольшего благоприятствования кандидату Кремля Валентине Матвиенко. Результат известен.
В качестве «отступного» Солонину предоставили пост советника Бориса Грызлова по идеологии, и, как говорили тогда, обещали в декабре 2003 года проходное место в думском списке «ЕР», Однако, когда дошло до составления этих списков, на проходном месте Юрия Никифоровича не оказалось.
После этого на протяжении более чем года о нем вообще ничего не было слышно. Но, как оказалось, Грызлов все же не забыл старого знакомого, которому просто неудобно было бы не дать хоть какой-нибудь пост.
Нынешний Совет Федерации – прекрасная возможность для выполнения таких обязательств.
Владимир МАКСИМОВ
фото ИНТЕРПРЕСС
Справка Новой: Наши люди в Совфеде
Сергей Миронов, представитель Законодательного собрания Санкт-Петербурга, председатель
Дмитрий Мезенцев, представитель администрации Иркутской области, вице-спикер
Сергей Васильев, представитель администрации Ленинградской области, председатель Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению
Виталий Мутко, представитель правительства Санкт-Петербурга, председатель комиссии по делам молодежи и спорта
Владимир Спицнадель, представитель администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, заместитель председателя комиссии по взаимодействию со Счетной палатой
Григорий Нагинский, представитель Законодательного собрания Ленинградской области
Сергей Пугачев, представитель правительства Республики Тыва
Людмила Нарусова, представитель Великого хурала Республики Тыва
Вадим Густов, представитель администрации Владимирской области
Александр Сабадаш, представитель администрации Ненецкого автономного округа
Тригорий Томчин, представитель Читинской областной думы
Юрий Солонин, представитель администрации Хабаровского края