Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Банкир конструктору не товарищ

11 апреля 2002 10:00

Прохладным солнечным утром минувшего понедельника на углу Невского и Малой Конюшенной собралась группа из нескольких десятков вполне приличных мужчин и женщин. Неловко, словно стесняясь, они развернули аккуратные плакаты: «Народный банк, верни обещанное народу!». И, смущенно улыбаясь, молча стояли перед зданием, на крыше которого красовались зеленые буквы: банк «Петровский». Рядом ухмылялись молодые люди бойцовской комплекции (видимо, охранники банка). А по Невскому, как всегда, спешили прохожие. Редко кто из них замедлял шаг, чтобы посмотреть, что происходит. Да и те вряд ли могли понять, что на их глазах разыгрывается очередной акт многолетнего скандала, связанного с тем, что под одной крышей никак не могут ужиться банк и институт. И это уличное стояние перед закрытыми дверьми альма-матер - крик отчаяния коллектива института с труднопроизносимым названием ГУП «Ленгипроинжпроект».





Конфликт вокруг здания на Невском проспекте, 26, где расположен центральный офис банка «Петровский», уходит корнями в далекое прошлое. КУГИ передал занимаемое институтом здание в аренду банку в ноябре 1993-го. Тогда же, по словам руководства института, банк начал с ними переговоры о том, чтобы институт переехал в другое здание, а это оставил в полное распоряжение банка. Для чего банк, соответственно, обещал подыскать для института подходящее здание. Банк, стремившийся побыстрее разъехаться с соседом-институтом, на обещания не скупился. А институт особо не кочевряжился, надеясь получить за счет банкирской мошны новое удобное здание.
В 1997-м банк заключил с КУГИ инвестиционный договор, по которому город соглашался передать здание на Невском в собственность банку при условии выполнения им инвестиционной программы. Эта программа и предусматривала предоставление институту оборудованных помещений взамен старых. Нашлось и помещение - для этой цели банк выкупил здание ДСК-4 в Московском районе по адресу: Кузнецовская улица, 52.
Однако, по словам руководителей института, банк, пообещавший золотые горы, своих обязательств так и не выполнил. Институт в необорудованные помещения выезжать отказался. Банкиры обратились в суд. И в июле 2000 года Арбитражный суд удовлетворил их иск к КУГИ, обязав городские власти передать здание в собственность банку.
Крайним в этой ситуации оказался институт. Но он тем не менее не сдавался. Вплоть до последней недели. 4 апреля на стенах «Ленгипроинжпроекта» появились объявления о том, что 8 апреля банк начинает в здании ремонт, а доступ сотрудников института прекращается.
- Переезжать нам некуда, - рассказал заместитель директора института Сергей Кириллов. - Здание на Кузнецовской для работы непригодно, там не оборудованы электрические и телефонные сети, нет даже тепла. Здание нуждается в ремонте и, по нашим оценкам, на это может потребоваться до полумиллиона долларов. У нас таких денег, естественно, нет.
- Мы здание отремонтировали, - в свою очередь рассказал представитель банка Сергей Васильев. - Институт по не понятным для нас причинам переезжать туда отказался. Конечно, после того как здание простояло два года бесхозным, оно может требовать дополнительного ремонта. Но теперь это уже не наша забота, мы свои обязательства выполнили.
Конфликт потребовал вмешательства «тяжелой артиллерии» - городских властей. Вечером того же дня - 8 апреля - состоялось экстренное совещание сторон под руководством вице-губернатора Александра Вахмистрова. На свет появился удивительный документ, скрепленный подписями председателя правления ОАО «Петровский народный банк» Ольги Казанской, директора ГУП «Ленгипроинжпроект» Святослава Ломбаса и самого Александра Вахмистрова.
Документ, озаглавленный «протокол», содержит следующие основные положения. Первое. Институту определены конкретные сроки переезда - до конца следующей недели. Второе. Институт отзывает все иски и обращения в судебные инстанции, органы государственной власти и СМИ. И, наконец, последнее, достойное цитирования. «В случае неисполнения институтом перечисленных выше обязательств, а также возникновения митингов, привлечения СМИ, обращения в судебные органы банк снимает с себя всякие обязательства».
Невероятно, но факт: на абсолютно антиконституционном документе, запрещающем обращение в суд и в прессу, стоит подпись вице-губернатора Вахмистрова!
Итак, попытаемся подвести итоги. Банк добился своего. Городская власть, оказавшись в весьма щекотливом положении, вывернулась (институт-то государственный, значит, решать его проблемы, по идее, должна эта самая городская власть). А институт опять оказался крайним. Сейчас они в пожарном порядке ищут хоть какие-то деньги на необходимый ремонт здания на Кузнецовской и сетуют на то, что подписать кабальное соглашение их попросту вынудили...
Да, кстати, на всякий случай сообщаем. «Ленгипроинжпроект» к нам (то есть в СМИ) не обращался. Мы сами первые начали. А пункта, запрещающего СМИ интересоваться данной ситуацией, в чудесном «протоколе» нет. Видимо, упустили из виду. А жаль. Такой документ за подписью вице-губернатора Петербурга наверняка стал бы поистине бестселлером.

Николай ДОНСКОВ