Конец cкотопрогонной дороги

28 июля 2005 10:00

Население будто подменили. Казалось бы: тот же самый вопрос с реконструкцией Пискаревки (см. «НГ» №51), только жители собрались на этот раз с другой, «красногвардейской» стороны проспекта... Но в отличие от общественного обсуждения, проходившего 14 июля в здании администрации Калининского района (где зал был полупустым), на аналогичном собрании 25 июля в здании красногвардейской администрации яблоку было негде упасть. Люди теснились в проходах между сиденьями. Заявить свое мнение относительно будущего облика магистрали на этот раз пришли около ста семидесяти человек. Эти слушания явно не уместились в рамках формально-обязательного мероприятия; во всяком случае, доселе подобные проекты обсуждались с несравненно меньшим накалом страстей. И обходились без милиции.

Пискаревка – за, Пискаревка – против...




Напомним: четырех полос движения с трамвайными путями в центре, по мнению городской администрации, явно недостаточно для магистрали такого калибра. Поэтому сейчас рассматривается проект расширения дорожного полотна до шести полос, с переносом трамвая к нечетной стороне проспекта и устройством развязок. Пискаревский проспект, в прошлом – Скотопрогонная дорога, в будущем должен стать сквозным транспортным коридором, соединяющим Кольцевую со Свердловской набережной и пока еще виртуальным Орловским тоннелем под Невой.
Загазованность и шум, как уверяют пискаревцев, после реализации проекта не только не повысятся, а наоборот, станут значительно меньше. Содержание диоксида азота, к примеру, должно снизиться аж в 16 раз (со 115 до 7 тонн в год). Однако, обещая рекордное снижение шума-пыли-грязи, заказчик реконструкции намеревается при этом установить в окрестных домах свыше пяти тысяч герметичных окон-стеклопакетов. Для жильцов – бесплатно. Что, в бюджете лишние деньги завелись?..
Тут и возникает вопрос: чем может аукнуться близлежащим кварталам масштабное переустройство?
Во-первых, Пискаревский проспект как зона строительства – место более чем неблагополучное. Именно здесь находится полюстровское месторождение железистых минеральных вод, и государственное предприятие «Севзапгеология», проводившее в 2002 году изыскания на участке между улицами Антоновской и Ключевой, составило неутешительный отчет: подтопление территории в этом месте – обычное дело. А если потревожить грунт при строительстве, можно и вовсе доиграться до катастрофических последствий: разжижения глинистых грунтов, за которым может последовать «оседание поверхности прилегающих территорий». Что, в свою очередь, приведет к «неравномерным осадкам зданий, их деформациям и разрушению».
В то же время, как выяснили жители у представителей проектировщика, – те ни сном ни духом не ведают о тревожном диагнозе геологов. Равно как и об их официальных рекомендациях сопровождать любые работы «расширенным комплексом инженерно-геологических изысканий» и «учитывать негативное воздействие высоконапорных и агрессивных к железобетонным конструкциям вод полюстровского горизонта». Станет ли исполнитель проекта проводить экспертизу фундаментов и принимать все необходимые меры предосторожности? И с кого спрашивать в случае перекосов и трещин в домах?
Вместе с тем экология в обсуждении проекта стала болевой точкой номер один. Так ли уж необходимо смещать рельсы к нечетной стороне проспекта за счет уничтожения (или предполагаемой пересадки) липовых аллей? Заметим, массовая передислокация взрослых деревьев, о которой идет речь, – мероприятие очень трудоемкое, дорогое (корневая система-то у них – о-го-го), и даже с соблюдений всех условий и предосторожностей выживает на новом месте лишь часть флоры. Наверное, недаром Управление садово-паркового хозяйства до сих не дало добро на эту эпопею. Обитатели проспекта выступают за другой вариант, по их оценке, щадящий и более дешевый: сохранить четырехполосное движение с сооружением новых трамвайных путей на том же месте – посередине дороги, но аккурат на разделительной полосе. Ясно, как дважды два: ведь коли почти весь грузовой транспорт, как нам обещали еще в начале строительства КАД, вскоре должен пойти по обходной трассе – зачем нужны Пискаревке пресловутые шесть полос?
Свое мнение относительно проекта местное сообщество выражает энергично: в ходе голосования, проведенного на слушаниях, жильцы практически единодушно высказались против расширения проезжей части. Протестную позицию заняли также, в отличие от своих коллег с «калининской» стороны проспекта, и депутаты муниципального образования «Полюстрово», направившие гневное письмо в районную администрацию.
Впрочем, с правовой точки зрения, народный глас, выраженный на общественных слушаниях в форме голосования, решающим не является; судьбоносным может быть только результат референдума, о возможности которого речь пока не идет. В то же время точка зрения более чем полутора сотен присутствующих, вкупе с позицией муниципалов, – аргумент не последний. Другое дело, что люди в переполненном зале представляли лишь «половину» Пискаревки. Закон «Об административно-территориальном делении...» оказался выше здравого смысла. Вышло так, что соседи по проспекту обсуждали свое общее будущее раздельно друг от друга: четные – направо, нечетные – налево. Жители Пискаревки, относящиеся к Калининскому району, рассматривали проект 14 июля в здании «своей» районной администрации у Финляндского вокзала; а жители «красногвардейской» части проспекта – спустя 11 дней, на углу Среднеохтинского и шоссе Революции...
Всплеск интереса к спорному проекту на «второй волне» обсуждения объясняется довольно просто: люди были осведомлены о предстоящем собрании намного лучше своих соседей напротив. Местные активисты на этот раз не стали полагаться на усердие районной администрации – и проинформировали население с помощью собственных листовок. Результат – аншлаг плюс слаженное выступление в защиту своих интересов.
Если к их замечаниям и предложениям не прислушаются, пискаревцы планируют напомнить о себе перекрытием трассы. Идея масштабной акции гражданского неповиновения витает в воздухе. Речь, как подчеркивают активисты, вовсе не о бескомпромиссно-твердолобой позиции по принципу «в любом случае против». Речь о легитимности – когда с людьми считаются, а не ограничиваются одним лишь «учетом» их мнения, похоронив жизненно важные поправки в ни к чему не обязывающих формальных протоколах. Как выразился один из местных, «не можем мы допустить, чтобы администрация без оглядки на нас вымостила дорогу благими намерениями»...

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ
фото Александра БАНЬКОВА