Избиты повторно
День памяти «Курска» – 12 августа ознаменовало событие, характеризующее Военно-морской флот с самой неприглядной стороны. Прокуратура Балтийского флота возбудила уголовное дело по факту повторного избиения моряков-срочников, уже пострадавших от дедовщины в апреле этого года (мы подробно рассказывали об этом в очерке «Сбежавшая команда», НГ № 26 от 11.04.2005). После апрельских событий ребята попали на корабль Батийского флота «Минск». Во время первого же морского перехода их еще раз избили сослуживцы. По мнению правозащитников, это не что иное, как месть тем, кто решил вынести сор из избы и рассказать правду о том, что творится на флоте.
Предыстория очередной армейской трагедии хорошо известна. В ночь на 6 апреля двенадцать моряков первого года службы, не вынеся побоев и издевательств со стороны дедов, сбежали из части в Ломоносове и строем двинулись в Петербург. Они пришли в правозащитную организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга» и рассказали о пытках и вымогательстве, которым их подвергли сослуживцы. Руководство Балтийского флота поспешило выступить с заявлением, что моряков никто не бил, они дезертиры и просто не хотят служить. Это заявление выглядело столь нелепо, что его опровергли даже представители военной прокуратуры. Садистов в тельняшках следователи нашли без особого труда. Образцово-показательное уголовное дело расследовали в кратчайший срок и передали в суд.
Во время процесса и председательствующий, и гособвинитель искренне недоумевали, почему потерпевшие (которых было куда больше) не дали сдачи обидчикам. Да и сами подсудимые находились в легком шоке. Ведь то же самое они проделывали и раньше с другими первогодками, и под суд их за это никто не отдавал. В итоге двух дедов наказали лишением свободы – одному дали три с половиной года в колонии общего режима, другому – год условно. А семерых из двенадцати пострадавших от их рук парней отправили продолжать службу... в тот же самый Ломоносов. Реакция военных не заставила себя ждать. На минувшей неделе тех же самых ребят еще раз избили сослуживцы. По всей видимости, для того, чтобы больше жаловаться им было неповадно.
Пострадавшие ребята попали на корабль Балтийского флота «Минск», который отправился из Кронштадта в Балтийск. Первое же плавание на военном корабле закончилось для избитых моряков больничными палатами в Калининграде. При этом шесть человек попали туда с травмами, а один и вовсе угодил в психиатрическое отделение Военно-морского госпиталя. По сообщению военного прокурора Балтийского флота Григория Кулешова, уже возбуждено уголовное дело по статье 335 УК РФ (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими).
По словам сопредседателя общественной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Эллы Поляковой, на пострадавших ребят оказывается невероятное давление. Находясь в Калининграде, они обратились в питерскую правозащитную организацию по телефону. Только поэтому и удалось так быстро добиться возбуждения уголовного дела. В Калининграде правозащитников, работающих с военными, нет, а от офицеров помощи пострадавшим ждать не приходится.
– Само по себе это ярко характеризует систему отношений, сложившуюся на нашем флоте, – говорит Элла Полякова. – Этим несчастным парням словно мстит военная машина. На «Минске» не могли не знать о том, что именно благодаря этим ребятам двое садистов сели на скамью подсудимых, – и отомстили им. Иначе расценивать эти события просто невозможно.
Чем закончится расследование нового дела о дедовщине на флоте, предположить сложно. Вполне возможно, что пострадавшие парни снова окажутся в зале суда в качестве потерпевших. После чего он вновь вернутся на военно-морскую базу или корабль, где снова встретятся с сослуживцами... И что дальше?
Андрей ИВАНОВ
фото ИНТЕРПРЕСС
Кстати
В эти же дни на Балтийском флоте завершилась проверка по факту еще одного инцидента на Неве, произошедшего накануне Дня Военно-морского флота. (Мы рассказывали об этом в НГ №56 от 04.08.2005.) Речь о том, как 30 июля при подготовке к военно-морскому параду по случаю Дня ВМФ из-за подрыва учебной мины на Неве чуть было не затонул сторожевой корабль «Неукротимый». Комиссия Балтфлота установила, что роковая пробоина в борту возникла при отработке одного из эпизодов водного праздника – подрыва плавающей мины. Только вот должные меры безопасности на Неве в этот момент военморы не обеспечили, да и инструкциями пренебрегли. В результате адскую машинку, начиненную двумя с половиной килограммами взрывчатки, сбросили в воду не так далеко от корабля, к тому же не учтя быстрое невское течение, которое снесло ее вообще почти вплотную к «Неукротимому». Взрыв произошел на расстоянии трех с половиной метров от правого борта, и в образовавшуюся ниже ватерлинии пробоину хлынула вода, затопив отсек машинного отделения... Впрочем, расследованием этого дела занимается еще и военная прокуратура ЛенВО, возбудившая уголовное дело по статье 349 («Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих»). Прокуратура своего слова еще не сказала.