Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Гонки на кольцевой

14 ноября 2005 10:00

Последние дни принесли сразу несколько новостей, связанных со строительством объездной дороги вокруг Санкт-Петербурга (более известной под именем Кольцевой автодороги, КАД). Во-первых, восточное полукольцо будет сдано в срок – 15 ноября. Во-вторых, трасса будет сдана не полностью. Один из самых сложных объектов в районе Ржевки назовут второй очередью, и его ввод в строй перенесут еще на пару лет. В-третьих, в четверг, 10 ноября, межведомственная комиссия вскрыла конверты строительных компаний, желающих участвовать в строительстве южной части КАД. И наконец, в тот же день один из депутатов Государственной Думы обвинил бывшее руководство строительства в растрате государственных средств.

Кольцевую дорогу сдадут в срок. Правда, не всю. А заодно в очередной раз проверят



Изначально проект кольцевой объездной автодороги зародился еще в те далекие времена, когда Москва и Ленинград по-социалистически соревновались – в 80-х годах прошлого столетия. Но реализация его началась только в этом веке. В 2001 году на предполагаемые участки КАД запустили потенциальных строителей, которые проверяли инженерные разработки двадцатилетней давности и создавали реальную проектную документацию. По их словам, в некоторых случаях приходилось создавать ее фактически с нуля, а порой искать новые инженерные решения.
В то же время было создано Главное управление объездной дороги, которое стало представителем заказчика – Министерства транспорта России. Тогда же им было принято соломоново решение: хотите принять участие в строительстве – сами ищите подходящий вариант прохождения трассы, сами проектируйте, сами стройте.
В 2002 году грянул тендер на строительство КАД, проведенный по новопринятому закону Минтрансом. Естественно, что его выиграли компании, которые готовили инженерную документацию. В тот же год началось федеральное финансирование «стройки века». Правда, ненадолго. Уже к концу года оказалось, что победители тендера должны продлить договор с заказчиком при утверждающей подписи Минэкономики, которое должно бдительно надзирать за выполнением государственных заказов. Это вновь остановило стройку, но опять ненадолго. Договоры перезаключили, и строители снова появились на объектах.
Однако выяснилось, что не все подрядчики равны. Руководству строительства было необходимо отчитываться сданными объектами. Одним из них оказался чрезвычайно выигрышный вантовый мост через Неву, на строительство которого выделили кругленькую сумму в 8 миллиардов рублей. Именно это позволило генеральному подрядчику «Мостоотряду-19» закупить в Германии элементы уникального мостового сооружения. Мост был сдан с помпой в присутствии губернатора Петербурга, несмотря на то что без строительства подъездных частей КАД он является абсолютно бесполезным, хотя и изящным сооружением.
В то же время было обрезано финансирование компании «БСК-Санкт-Петербург», строившей участок в районе Ржевки, который оказался чрезвычайно сложным в инженерном отношении, к тому же потребовавшим реконструкции железнодорожной станции Ржевка. Причем, по словам руководства компании, финансирование в течение этих трех лет поступало весьма нерегулярно – ежегодно не более 13 процентов от выделенных объемов. И только в 2005 году – под занавес – на «БСК-СПб» вылился финансовый дождь в объеме 87% финансирования. Что привело к тому, что закончить за полгода строительные работы компания уже не успела.
Правда, совсем иное мнение на этот счет у заказчика – Федерального дорожного агентства (ФДА). Там считают, что «БСК-СПб» на федеральные средства закупил технику, которая использовалась на других объектах, возводимых в Петербурге. То есть формально компании можно инкриминировать нецелевое расходование средств. Что и было сделано.
Что касается сроков сдачи восточного полукольца КАД, которые были определены в середине ноября, был найден компромиссный вариант. Трасса будет считаться сданной, но вместо участка в районе Ржевки с эстакадой над железной дорогой КАД пройдет по модернизированному варианту Индустриального проспекта. А строительство в районе Ржевки продолжится.
Несколько дней назад в Москве прошел новый тендер на три лота южной части КАД от развязки на Московском шоссе до Угольной гавани. И в тот же день депутат Госдумы Александр Хинштейн заявил на всю страну о том, что у него имеется большое количество материалов о финансовых злоупотреблениях на строительстве петербургской кольцевой. Правда, ничего нового в этом смысле он не открыл. Правоохранительные органы и так регулярно, после каждой проверки, получали информацию о злоупотреблениях на строительстве КАД.
Впрочем, здесь есть один нюанс. Знающие люди говорят, что активность депутата Хинштейна резко возрастает в те моменты, когда задеваются интересы трех ведущих московских строительных компаний – «Центрдорстрой», «Трансстрой» и «Мостотрест». Последняя, кстати, уже участвовала в строительстве петербургской кольцевой в качестве субподрядчика. А теперь она участвует в тендере в одном из лотов и претендует уже на роль генерального подрядчика.

Андрей ДАВЛИЦАРОВ