Наш уголок нам никогда не тесен
Рейдерство, или, иначе говоря, насильственный захват предприятий – понятие относительно новое. Но уже успевшее стать достаточно известным. В том числе в северной столице. Происходит это, как правило, тихо и для посторонних глаз совершенно неприметно. Ну поменялся в какой-то фирме собственник – горожанам-то что с того? Но недавно вокруг одного ресторанчика развернулась чуть ли не целая война. С привлечением сил быстрого реагирования (СОБР) и стратегических формирований – «авторитетных бизнесменов» и высокопоставленных чиновников, включая чуть ли не губернатора города.
Как осуществляется захват? Пришли какие-то качки в спортивных костюмах с бейсбольными битами и всех выгнали? Нет, это – прошлый век. Сейчас не столько братки работают кулаками, как авторитеты – головой. Приходят с бумагами: подпись, печать, все чин по чину. Спор хозяйствующих субъектов, так сказать. А по сути – грабеж. Чаще всего используют либо решение суда (не обязательно даже и фиктивное), либо подложный договор купли-продажи.
Иногда бывшим хозяевам, конечно, удается вернуть свою собственность. По информации правоохранительных органов, прежние владельцы, заплатив рейдерам около 30% стоимости предприятия, имеют реальные шансы получить его обратно. Есть и другой путь: обратиться в суд, потратить несколько месяцев, а скорее лет на судебные тяжбы – и вернуть себе фирму, из которой, правда, уже выкачано все, что только можно. Но часто бывает и так, что владелец не в состоянии доказать обоснованность собственных претензий и незаконность действий захватчиков.
Только за последний год в Петербурге поменяли хозяев около 50 магазинов, кафе и ресторанов. Где имело место рейдерство, а где совершенно законное перераспределение собственности – история умалчивает. Наиболее громкая смена собственников происходила на Невском проспекте. Это и кафе «У Казанского», и магазины «Ткани», «Фарфор, хрусталь», «Дом обуви», рыбные магазины на углу Невского и Рубинштейна и в Доме Мартенса и другие. Все шло гладко. Но около месяца назад случилась осечка...
Ресторан «Петербургский уголок» расположен с коммерческой точки зрения очень удачно: на углу Невского и Пушкинской улицы. Самый центр города, рядом Московский вокзал и гостиница «Октябрьская». Недостатка в посетителях ресторан не испытывал.
В конце сентября в «Уголок» пришли некие люди, предъявили документы из 15-й межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам о перерегистрации предприятия, договор купли-продажи долей предприятия, владеющего рестораном. После чего, не тратя времени на разговоры, предложили работникам ресторана покинуть помещение. Для весомости требований тут же присутствовали сотрудники некоего частного охранного предприятия.
Сразу после этого по городу поползли слухи о том, что новым владельцем «Уголка» стали структуры, близкие к тамбовскому организованному преступному сообществу. (Впрочем, на пресловутых «тамбовцев» вешают почти все захваты на Невском. И это при том, что каких-то реальных доказательств существования в Петербурге тамбовского ОПС правоохранительными органами представлено так и не было.)
Называлась даже фамилия нового владельца. Якобы им стал некий Вячеслав Дроков. (Это имя стало известно еще в начале 90-х годов в связи с несколькими уголовными делами по подозрению в вымогательстве, мошенничестве и похищении людей.)
Пробыли новые хозяева в «Петербургском уголке» недолго. Частных охранников через несколько недель выгнали сотрудники УБОП при поддержке бойцов СОБР. А перед этим было возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ (мошенничество). Расследует его 1-й отдел Главного следственного управления ГУВД. Причем постановление о возбуждении дела якобы подписал лично заместитель начальника ГСУ Валерий Рябинин. Что же такого в этом ресторане, что он вдруг выпал из общего ряда тихих захватов и оказался в центре внимания? А дело, вероятно, в том, что, по нашим данным, владельцем «Уголка» является известная в Петербурге бизнес-леди Наталия Шпакова. (Кстати, ей также принадлежит и ресторан «Невский».) Бизнес-леди не только написала заявление в ГУВД, но еще и пожаловалась своей давней, еще с комсомольской молодости, высокопоставленной подруге. И вполне возможно, что судьба заявления Шпаковой была бы совершенно иной, если бы в дело не вмешалась эта самая подруга. Которая якобы просто позвонила в ГУВД и «посо
ветовала» руководству внимательно отнестись к заявлению рестораторши. И вот после этого дело якобы стало набирать обороты.
Сейчас помещение возвращено владелице. Подчеркнем: именно помещение, потому что захватчики вывезли из ресторана все, что только могли, включая аквариум с рыбками. Но конца этому делу пока не видно. Как считают осведомленные люди, если «Уголок» захватили на самом деле «тамбовцы» (которых принято считать теневыми хозяевами Петербурга), то дело может обернуться весьма неожиданным и скандальным продолжением.
Борис ЛИВАНОВ