Оппозиция и Кo
На российском уровне, возможно, будет создано нечто похожее на «Петербургское гражданское сопротивление» – консультативное совещание оппозиционных партий и движений. С этой инициативой выступило питерское «Яблоко», обратившееся как к федеральному руководству своей партии, так и к собранию ПГС, которое пройдет сегодня. Если инициатива будет поддержана, российская оппозиция получит постоянную площадку, на которой сможет обсуждать возникающие проблемы и координировать совместные действия.
«Российское гражданское сопротивление» – старший брат «Петербургского гражданского сопротивления». Или младший...
ПГС, как известно, возникло в январе 2005 года, на волне массовых протестов против монетизации льгот. Тогда в неприятии этих реформ объединились те, кто еще недавно рассматривал друг друга в качестве непримиримых оппонентов: яблочники, коммунисты, лимоновцы, социал-демократы, правозащитники, анархисты, сторонники Ирины Хакамады и многие другие оппозиционные партии и движения. И – начали собираться вместе, планируя общие акции протеста, а также формулируя общие требования к властям.
Оппозиционеры заставили власть прислушаться к их требованиям. В результате был введен льготный проезд для студентов и школьников, обеспечен бесплатный проезд детей-инвалидов, а ветераны получили право льготного проезда на пригородном транспорте...
На протяжении всего 2005 года ПГС играло достаточно заметную роль в городской общественно-политической жизни. На его собраниях планировались акции протеста против ликвидации торговых павильонов на остановках, против дискриминации маршруток, против намыва на Васильевском острове и многие другие. В этих акциях, как и в январе-феврале, участвовала «разноцветная» оппозиция – понимающая, что протестовать по принципу «каждый в своем углу» как минимум глупо.
Что касается ситуации в Москве – там все, мягко говоря, иначе. «Переизбыток» федеральных политиков (или граждан, искренне считающих себя таковыми) ведет к тому, что представители оппозиции собираются в спонтанном режиме и меняющемся составе. При этом, грубо говоря, кто где собрался (с теми, кого счел нужным пригласить) – тот и «комитет», или «форум», или даже «конгресс».
Результат – масса нестыковок, взаимных обид и упреков. И постоянных заявлений – о том, что все старые партии и лидеры должны уйти, что те или иные партии якобы «договорились с Кремлем» и «согласились на роль карманной оппозиции» и так далее. Как нетрудно догадаться, это вполне на руку Кремлю, поскольку ведет к разобщению оппозиционных сил...
– Главной задачей консультативного совещания оппозиционных партий и движений должна стать консолидация усилий в борьбе за широкий спектр демократических прав и свобод граждан, декларируемых Конституцией и грубо нарушаемых действующим в стране авторитарным режимом Владимира Путина, – говорит лидер городского «Яблока» Максим Резник.
– У меня создается впечатление, что все московские тусовки бессодержательны. Только с Петербурга могут начаться изменения в жизни страны, – считает координатор питерского отделения Объединенного гражданского фронта Ольга Курносова, по словам которой в феврале планируется провести в северной столице конференцию оппозиционных сил со всей страны.
Что же, если лидеры оппозиции наконец сядут за один стол и начнут в постоянном (а не в хаотическом, как сейчас) режиме согласовывать свои действия – между ними куда быстрее, чем сейчас, наладится взаимопонимание. Конечно, при этом сразу встанет вопрос о том, а кого, собственно, считать оппозицией, – но сейчас, как представляется, в этом достигнут почти полный консенсус. Те, кто не готов открыто выступать против Путина и его окружения и по-прежнему хотели бы «поддерживать все полезное, что делает администрация президента и правительство», критикуя лишь «отдельные недостатки», в оппозиционеры не годятся. Или Конституция – или севрюжина с хреном...