Новая итальянская семерка
Семь новых фильмов итальянских режиссеров, по сути семь режиссерских полнометражных дебютов составят программу фестиваля N.I.C.E. (Новое кино Италии), который пройдет в киноцентре «Родина» с 23 по 30 марта.
IV фестиваль «Новое кино Италии» в Петербурге по традиции открывается классической лентой – это картина Пьера Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея» (1964). Каждый год фестиваль N.I.C.E. преподносит любителям кино приятные сюрпризы в виде кинематографических редкостей с грифом «made in Italy» и, что немаловажно, в первозданно восстановленном качестве кинокопий.
Сегодняшнего зрителя уже не обескуражить цифровой проекцией раритетов, и все же традиционный тридцатипятимиллиметровый формат «живой» пленки обладает особым магнетизмом. Это удивительное свойство целлулоида в данном случае словно удваивается каллиграфическим качеством оригинального произведения, чьим главным героем стало Слово. При этом фильм, являясь экранизацией канонического текста, продолжает оставаться поразительно современным и новаторским.
Классический сюжет о Спасителе, одухотворенный режиссерским гением Пазолини, и в середине 60-х прошлого века, и в начале века нынешнего не перестает будоражить умы и сердца. Потому ли, что фильм начисто лишен суетной красивости, аскетичен и скуп в средствах, отфильтрован до кристальной прозрачности? Потому ли, что его образы легко проецируются на реальные исторические персоны? Или же потому, что кино – это искусство, в ткань которого провокация и эксперимент заложены изначально... Парадокс еще и в том, что сам режиссер «Евангелия» был вовсе не религиозным ортодоксом, а марксистом. К тому же в роли постаревшей Мадонны он снял свою собственную мать, и Сусанна Пазолини более чем убедительна в этом образе...
И все же главное действо фестиваля – знакомство с абсолютно новыми, еще неизвестными кинокартинами. Жанры и тематика калейдоскопично разнообразны: психологическая любовная дуэль в «Антиприроде» Алессандро Тоффанелли, конфликт отцов-мафиози и детей-максималистов в «Саймире» Франческо Мунци, производственный роман в двусмысленном «Я только хотел положиться на тебя» Эудженио Каппуччо, нигилизм провинциальных изгоев в яростном «Газе» Лучано Мелькьонны (лучший фильм на фестивале «Жизнь – это кино» в Монсе), криминальная сага-репортаж в «Подлинной истории банды из Мальяны» Даниэле Костантини (этой картиной режиссер вернулся в полнометражное кино после 14-летнего перерыва), трагическая судьба поэта в «Молчании жаворонка» Давида Баллерини, борьба с одиночеством в мелодраме «Ты, должно быть, волк» Витторио Морони.
Программа нового итальянского кино уже была показана в США и Голландии, а следом за Санкт-Петербургом будет демонстрироваться в Москве. Кстати, еще такой штрих. Отличительной чертой N.I.C.E. стали встречи авторов фильмов со зрителями, которые происходят после показов и выливаются в широкие и порой непредсказуемые дискуссии.
Алексей НЕДВИГА