Полис неприступности
Обязательное страхование автогражданской ответственности – пресловутое ОСАГО – на деле отнюдь не означает обязательности выплат страхового возмещения клиентам. А для того, чтобы сблизить очевидное с вероятным, надо четко знать свои права
По словам специалиста инспекции страхового надзора Северо-Западного федерального округа Кристины Норки, из двух сотен страховых компаний, действующих в Петербурге, к половине из них у инспекции имеются серьезные претензии по выплатам страховок клиентам. В случаях серьезных нарушений инспекция вносит в адрес страховой компании-нарушительницы представление, если это не помогает, то следует обращение к лицензирующим органам с предложением лишить проштрафившихся страховщиков лицензии. На сегодня за неоднократные нарушения страхового законодательства лишены лицензий две фирмы – «Содружество независимых государств» и «Доверие».
Случаи, когда оплатившие полис ОСАГО петербуржцы месяцами обивают пороги страховых компаний в ожидании выплат или же компании вообще отказывают им в оплате страховок, цепляясь к юридическим закавыкам заключенных договоров, к концу этого года, по словам госпожи Норки, могут перевалить за тысячный рубеж. Для сравнения, в 2005 году жалобы на плутоватые страховые компании исчислялись сотнями, а в 2004 году – десятками. Налицо, как говорится, пугающая динамика.
При этом соотношение сторон очевидно неравно. У страховых фирм – мощные юридические отделы, где работают знатоки законов со всеми их тонкостями и «дырами», позволяющими без особого труда обходить интересы клиентов. На их стороне корпоративная солидарность и не слишком рьяное желание выплачивать клиентам деньги (в 2004 году страховые фирмы в России получили взносов ОСАГО на 40 миллиардов рублей, а выплатили... 1 миллиард, – цифры говорят сами за себя).
Рядовые автомобилисты по сравнению со страховыми монстрами – существа слабые и беззащитные. Законы и даже свои права знают слабо.
Результат налицо. 60 процентов от общего числа всех обиженных страховщиками клиентов жалуются на несоблюдение сроков страховых выплат, 30 процентов – на отказ в выплатах со стороны страховых компаний, и 10 процентов – на уменьшение размеров страховых выплат. Эти данные взяты не с потолка. Они накоплены почти за три года работы необычной организации – некоммерческого партнерства «Антистрах», занимающегося защитой прав обиженных клиентов страховых фирм. За это время к ним обратилось около двух тысяч человек.
Специалисты «Антистраха» не только фиксируют эти обращения, но и помогают автовладельцам советом, в том числе юридическим. Как говорит ведущий специалист «Антистраха» Дмитрий Желудев, большинство конфликтных ситуаций им удалось разрешить в досудебном порядке. Хотя в десяти случаях за эти годы пришлось обращаться в суд. Но при этом все процессы были выиграны клиентами-истцами.
По словам специалиста инспекции страхового надзора Северо-Западного федерального округа Кристины Норки, из двух сотен страховых компаний, действующих в Петербурге, к половине из них у инспекции имеются серьезные претензии по выплатам страховок клиентам. В случаях серьезных нарушений инспекция вносит в адрес страховой компании-нарушительницы представление, если это не помогает, то следует обращение к лицензирующим органам с предложением лишить проштрафившихся страховщиков лицензии. На сегодня за неоднократные нарушения страхового законодательства лишены лицензий две фирмы – «Содружество независимых государств» и «Доверие».
Случаи, когда оплатившие полис ОСАГО петербуржцы месяцами обивают пороги страховых компаний в ожидании выплат или же компании вообще отказывают им в оплате страховок, цепляясь к юридическим закавыкам заключенных договоров, к концу этого года, по словам госпожи Норки, могут перевалить за тысячный рубеж. Для сравнения, в 2005 году жалобы на плутоватые страховые компании исчислялись сотнями, а в 2004 году – десятками. Налицо, как говорится, пугающая динамика.
При этом соотношение сторон очевидно неравно. У страховых фирм – мощные юридические отделы, где работают знатоки законов со всеми их тонкостями и «дырами», позволяющими без особого труда обходить интересы клиентов. На их стороне корпоративная солидарность и не слишком рьяное желание выплачивать клиентам деньги (в 2004 году страховые фирмы в России получили взносов ОСАГО на 40 миллиардов рублей, а выплатили... 1 миллиард, – цифры говорят сами за себя).
Рядовые автомобилисты по сравнению со страховыми монстрами – существа слабые и беззащитные. Законы и даже свои права знают слабо.
Результат налицо. 60 процентов от общего числа всех обиженных страховщиками клиентов жалуются на несоблюдение сроков страховых выплат, 30 процентов – на отказ в выплатах со стороны страховых компаний, и 10 процентов – на уменьшение размеров страховых выплат. Эти данные взяты не с потолка. Они накоплены почти за три года работы необычной организации – некоммерческого партнерства «Антистрах», занимающегося защитой прав обиженных клиентов страховых фирм. За это время к ним обратилось около двух тысяч человек.
Специалисты «Антистраха» не только фиксируют эти обращения, но и помогают автовладельцам советом, в том числе юридическим. Как говорит ведущий специалист «Антистраха» Дмитрий Желудев, большинство конфликтных ситуаций им удалось разрешить в досудебном порядке. Хотя в десяти случаях за эти годы пришлось обращаться в суд. Но при этом все процессы были выиграны клиентами-истцами.
Александр САМОЙЛОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС