Коробка без права передачи
Вчера в Московском районе, на площадке перед СКК на проспекте Юрия Гагарина, собралось порядка 700 автомобилистов, имеющих (пока имеющих!) гаражи. Люди приехали со всего города. Кто-то за информацией, кто-то – наоборот, высказаться о наболевшем. Кто-то был более сдержан, кто-то с пеной у рта кричал, что во всем виновата власть... Председатель Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Дмитрий Троян сообщил друзьям по несчастью, что, на его взгляд, первый шаг в переговорном процессе с городом все-таки сделан. А вот выступивший вслед за ним депутат ЗакСа Сергей Андреев – напротив. По его мнению, мирных переговоров здесь не может быть в принципе. Дескать, вас обворовывают, ребята, неужели непонятно? Так что создавайте дружины и бейтесь до конца!..
C начала весны это уже вторая массовая акция протеста питерских автомобилистов, чьи гаражи предназначены под снос.
Для понимания масштаба событий достаточно назвать хотя бы цифру 15 тысяч – столько домиков для четырехколесных друзей попадет, по сегодняшним оценкам, только в зону строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД). А сколько еще территорий с расположенными на них коллективными автостоянками (КАС) просто отдают инвесторам под новое коммерческое строительство – жилых домов, бизнес-центров, по городу сейчас насчитывается более десятка «гаражных» горячих точек. Бурлят страсти, доходит до рукоприкладства... А дальше что?
– Ощущение такое, – объясняет Дмитрий Троян, – словно в деле решения «гаражных» вопросов там, наверху, во властных структурах, правая рука не знает, что делает левая.
Так, с одной стороны, пользователям коллективных автостоянок, угодивших под дамоклов меч хайвея, было обещано, что за каждую гаражную коробку на их банковские счета перечислят в качестве возмещения убытков некие суммы – от $2 до $12,5 тысячи. «ОАО «ЗСД» действует от имени города и заключает с владельцами гаражей соглашения об освобождении земельного участка и выплате компенсации, – говорится в письме вице-губернатора Юрия Молчанова, датированном 23 марта. – Выплаты осуществляются Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству правительства Санкт-Петербурга из средств городского бюджета, предусмотренных на строительство указанной автомобильной дороги».
Казалось бы, исчерпывающе.
– Вместе с тем на прошлой неделе, – продолжает г-н Троян, – на совещании у вице-губернатора Александра Вахмистрова член правительства Петербурга, глава Московского района (по территории которого пройдет солидная часть скоростной трассы) Александр Полукеев заявил, что никаких денег не будет. А единственное, чем могут помочь чиновники, так это подыскать более-менее подходящие земельные участки, которые отдадут автомобилистам в аренду. Причем неясно еще, на каких условиях.
Кому, спрашивается, верить?
Позиция у разных хозяев гаражей разная. Одни говорят, что не уйдут с насиженного места ни при каких обстоятельствах. Особенно в этом преуспевают ветераны: дескать, будем стоять насмерть, как когда-то под Ленинградом... Стариков понимаешь: они заслужили, им обидно. Но и строителей можно понять: у них работа, сроки, а проходящая по документам «чистой» территория де-факто занята, и освобождать ее никто не собирается.
Более реалистичные из числа автомобилистов готовы пойти на мировую, но только при условии адекватной, с их точки зрения, компенсации.
Заметим, что в случае локального (в отличие от ЗСД) освоения тех или иных пятен застройки, при утверждении проекта фирму-инвестора обязывают уладить все имущественно-правовые вопросы с собственниками гаражных боксов. Другое дело, что автомобилисты, как правило, требуют в три-четыре, а то и в десять раз больше, чем им предлагают. Суды уже захлебываются под лавиной подобного рода тяжб. Мало того, по версии представителей строительных компаний, зачастую «гаражники»-активисты занимаются откровенным вымогательством и шантажом.
– Нам пришлось дать приличного отступного лидерам инициативной группы – и все сопротивление тут же сошло на нет, – говорит коммерсант, по понятным причинам просивший не называть его фамилии.
Впрочем, по свидетельству г-на Трояна, предприниматели нередко сами не умеют и не хотят нормально договариваться с народом:
– В Выборгском районе глава известной строительной корпорации высказался в таком духе, что, мол, ничего вы не получите, коммунистические недобитки, кончилось ваше время! Среди адресатов его речи было немало участников войны, а встреча проходила как раз перед 9 мая... Что ж, по суду раскошелился. И на гораздо большие суммы, чем те, которые пожилые люди просили изначально.
Параллельно идет целая череда других процессов. Городской КУГИ подает иск за иском «о выселении» к районным общественным организациям местного отделения ВОА (ячейки общества в районах формально являются арендаторами земли, на которой находятся автостоянки). «Вот, пожалуйста, – юрист Елена Федорова протягивает ворох папок. – Калининский район, улица Ушинского; Кировский район, улица Солдата Корзуна...»
Эпопея с изгнанием КАС с участка на Ситцевой улице, что в Петроградском районе, и вовсе анекдотична – если бы не было здесь задействовано столько уважаемых людей.
Представьте: договор аренды 67409 квадратных метров был заключен с районной организацией ВОА на срок до 16 октября 2006 года. Однако в апреле 2005-го выходит постановление правительства города о предоставлении данного участка под капитальное строительство, договор с арендатором в одностороннем порядке расторгают. И уже 28 июля (следите за датами) в Арбитражный суд Санкт-Петербурга от имени КУГИ направляется заявление о выселении автомобилистов с означенной площади. 2 августа иск приняли к производству, 28 декабря состоялось предварительное судебное заседание, а основное слушание дела назначено на послезавтра, 12 апреля 2006 года. Но штука вся в том, что еще один, совершенно аналогичный иск – тем же истцом, к тому же ответчику, с теми же требованиями – был подан, как выяснилось, еще и 26 июля (двумя днями раньше)! И, как ни парадоксально, принят к производству 5 августа (на три дня позже). По утверждению стороны ответчика, никаких документов о назначении как предварительного заседания, так и слушания дела по второму (или, наоборот, первому?) иску они не получали. Тем не менее, оказывается, претензии КУГИ в рамках названного иска были благополучно удовлетворены... еще 2 декабря минувшего года.
Что же тогда рассматривалось в конце декабря? Что будет рассматриваться в эту среду? Даже очень опытные адвокаты теряют дар речи...
Между тем очевидно, что положение всех обладателей гаражей на коллективных автостоянках с правовой точки зрения весьма уязвимо («НГ» поднимала эту тему еще в № 50 за 2005 г.). Ведь создавалось большинство КАС в 70–80-е годы прошлого века – в другом государстве, с другим законодательством.
Судите сами: занимаемые КАС территории принадлежат городу. При этом хозяева гаражей де-юре не являются даже арендаторами земли. Ни у владельцев гаражных боксов, ни у автостоянки правоустанавливающих документов на используемый участок, за редким исключением, нет. Кроме того, и статус избушек для жигулей и прочих «народных автомобилей», по сути, не определен. Вот типичная справка, выданная Главным управлением федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленобласти: «...на указанном земельном участке объекты недвижимого имущества отсутствуют». Иными словами, почти все гаражи числятся временными строениями – даром что многие из них возведены из долговечных материалов.
– Выход только один: менять взаимоотношения ВОА с городом, искать компромиссы. Не в наших интересах доводить ситуацию до крайности, – считает Дмитрий Троян. Добавим – наверное, и не в интересах города. Если все лишившиеся крова средства передвижения окажутся в одночасье на газонах и во дворах – хорошего, согласитесь, мало. Зато машин – много. Местное отделение ВОА насчитывает более 210 тысяч человек, между прочим, это самая крупная общественная организация в стране! На что способна такая сила... Может, не стоит проверять?
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Александр БАНЬКОВ
Прямая речь
Алексей Чухлебов, житель Кировского района:
– У нашей семьи вот уже скоро двадцать лет гараж на КАС-20, на углу Кубинской улицы и Ленинского проспекта. Всего на этом участке более 2000 гаражных боксов попадает в зону строительства скоростной магистрали. Гараж у нас бетонный, в прекрасном состоянии, стоит минимум 4 тысячи долларов. Переместить его на какую-то другую площадку практически нереально... Что нам предлагают? Да ничего! На соседней КАС-26 людей уже предупредили, что буквально на днях все снесут.