С широко закрытыми глазами
Александр Кадыров, директор ГУП ГЦРР:
А еще говорят: дискриминация, мол, малый бизнес душат... Ничуть не бывало! Во всяком случае, в части ущемления своих прав владельцы ларьков и небольших транспортных компаний, похоже, вполне сравнялись с китами рынка наружной рекламы. Ибо, по оценке последних, их отрасль сегодня находится на грани исчезновения.
Цифры называют одну страшнее другой. Например, платежи операторов рынка Городскому центру размещения рекламы (ГЦРР), перечисляемые, в свою очередь, в петербургскую казну, могут сократиться на 65% – это сотни миллионов рублей. По некоторым данным, на 93% уменьшатся и соответствующие налоговые поступления в местный бюджет. И вообще, согласно прогнозу из каждых пяти уличных рекламоносителей четыре предстоит демонтировать.
Виной всему государственный стандарт «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». Появившийся, кстати, отнюдь не вчера: решение о введении его в действие впервые было принято на федеральном уровне еще три года назад. Потом, правда, все это откладывалось, пересматривалось... И все-таки гибельный для их индустрии, как считают специалисты рекламного рынка, документ вступил в силу.
Иное дело, что направлен-то он как раз против гибели – не рекламщиков, а рядовых граждан, без указания цеховой принадлежности и рода занятий. Пресловутый гост объявляет вне закона паблисити, подрывающее основы безопасности на наших автомагистралях. Так, билборды и прочие брандмауэры можно теперь размещать не ближе пяти метров от проезжей части – и то в черте города, за городом же придется отсчитать расстояние вдвое больше.
– Вы думаете, это в принципе реально? – ставит вопрос ребром президент Национальной ассоциации наружной рекламы и информации (НАНРИ) Сергей Железняк.
И правда: много ли в северной столице улиц и переулков с нужной шириной тротуаров? А в области десять метров от шоссе – это уже, извините, лес.
Еще один козырь рекламистов – недавно проведенное независимое исследование, которое показало, что, по мнению опрошенных соотечественников, аварийность на наших трассах связана совсем с иными факторами.
– Это и качество дорожного покрытия, и техническое состояние машин, – перечисляет глава комитета по наружной рекламе Ассоциации коммуникационных агентств России Андрей Березкин, – и квалификация того, кто сидит за рулем, а также болтовня по сотовому телефону, CD и DVD-проигрыватели...
Вместе с тем утверждать, что объекты наружной рекламы никак не влияют на количество ДТП, было бы неразумно. «Смотри мне в глаза. Я сказала: в глаза!» – вспомнили? С этого слогана в Англии 12 лет назад началось скандальное шествие по миру бюстгальтера вондербра. Гипнотизирующие изображения топ-модели Евы Герциговой появились тогда на огромных щитах вдоль скоростных автострад... До сих пор, говоря о достоинствах чудо-белья (и легендарной рекламной кампании), называют не только объемы продаж, но и сколько в том году разбилось вдребезги дорогих автомобилей.
– Ну а Питер-то тут при чем? – удивляется депутат ЗакСа Виктор Евтухов. – У нас ведь разогнаться негде, сплошные пробки!
По версии народного избранника, гостом, о котором речь, кто-то, словно молохом, пытается убить нынешний рекламный рынок, – чтобы затем, поменяв правила, привести сюда новых игроков.
Конечно, если только его (рынок) не убьет другое новшество. Как сообщила председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ правительства Петербурга Алла Манилова, уже в третьем квартале этого года будет подготовлен местный закон, запрещающий экспансию наружной рекламы в историческом центре мегаполиса. По крайней мере, в зоне «золотого сечения» будет действовать абсолютное вето. Договора с городом на размещение рекламных конструкций в этих районах продлению не подлежат. Так что, по словам г-жи Маниловой, значительные потери бюджета в разрезе данного сектора экономики все равно неизбежны.
Но, видимо, угроза быть изгнанными с самого лакомого кусочка территории города, где сосредоточены интересы крупнейших рекламодателей, беспокоит сейчас адептов рекламного бизнеса куда меньше. В минувшую пятницу они передали губернатору Санкт-Петербурга коллективное обращение, в котором убедительно просят Валентину Матвиенко ходатайствовать перед премьер-министром РФ об очередном приостановлении действия ошибочного, с их точки зрения, госта. И о скорейшей разработке его усовершенствованной редакции. Таким образом, дан старт федеральной программе НАНРИ, призванной привлечь внимание к сложившейся ситуации всех глав регионов.
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Александра БАНЬКОВА
Прямая речь
– Водитель может заглядеться на что угодно. По такой логике надо запретить ходить по улицам девушкам в коротких юбках!
Владимир Барканов, депутат ЗакСа:
– Некорректно сопоставлять возможное недополучение доходов с человеческими жертвами.
Сергей Колесников, глава российского представительства фирмы Clear Channel Outdoor:
– Наша фирма работает в 50 странах – и нигде не возникает подобных проблем!.. Все это может повлечь за собой снижение привлекательности инвестиционного климата Петербурга для международных компаний.
Виктор Нилов, замначальника УГИБДД Петербурга и Ленобласти:
– За последнее десятилетие парк машин в городе вырос в разы, не говоря уже о рекламных площадях, а аварийность даже уменьшилась...
Цитата
«ГОСТ Р 52044-2003 в его текущей редакции противоречит действующему законодательству, разрушает возможность цивилизованного развития отрасли, провоцируя коррупцию и злоупотребления на местах, ведет к развалу рекламного рынка. Требования указанного стандарта не имеют под собой исследовательской базы и часто физически невыполнимы, но при этом носят запретительный характер».
Из информационных материалов НАНРИ, при участии Ассоциации операторов наружной рекламы Петербурга
Кстати
По новому госту вне закона оказываются и рекламоносители, совмещенные с павильонами на остановках пассажирского транспорта. Выходит, один из основных аргументов Смольного в пользу сноса ларьков и киосков и замены их на остановочные павильоны, которые-де будут изготавливаться и эксплуатироваться за счет средств от рекламы, – несостоятелен?