Трудный характер владимира мукусева
Конечно, я не ангел, но и телевидение не институт благородных девиц. Думаю, что ненависть к ворам и интриганам, лизоблюдам и сплетникам – это не особенность мукусевского характера, а позиция любого нормального человека. Я никогда специально ни с кем не воевал. Как-то так получается, что я не в ладах с власть предержащими. Черт его знает, почему так выходит. Но, может быть, это и есть журналистика?
Как-то на первые заработанные в студенческом стройотряде деньги друзья купили старый разбитый рыбачий баркас. Он еле держался на воде и примерно через месяц затонул. Пришлось долго работать, чтобы только восстановить его. А уже потом стали воплощать мечту – строить парусник, красивый, стремительный, под оранжевыми парусами.
Сначала их было много, романтиков. Но постепенно кто-то терял надежду, ребята уходили. Над «искателями приключений» уже начали смеяться их же друзья и родители. В конце концов их осталось всего двое, не растерявших веру в исполнение мечты парней. И вскоре лодка, сделанная в духе петровского времени, вышла – нет, не в океан, но это неважно: Фонтанка, Финский залив, Ладога, Онега, Ильмень…
Их корабль назывался «Летиция». Так звали героиню легендарного французского фильма «Искатели приключений», который в то время с триумфом шел в советском прокате. Вообще-то героев в фильме было трое: двое отчаянных молодых мужчин и сумасбродная девчонка. Несложно провести параллели…
Оставалось только поставить оранжевые паруса. Оранжевый – знаковый цвет, цвет оппозиции, созидания, творчества. Паруса – как знамя исполнения мечты, вопреки всем «не верю»… Оранжевые паруса «Летиция» так и не обрела. Кто-то сжег ее ночью, на месте ее обычной стоянки…
Одного из тех искателей приключений звали Владимир Мукусев. Звездный тележурналист знаменитого на всю страну «Взгляда», депутат, кандидат политических наук, институтский преподаватель. Парадоксально, но факт: имея три высших образования, он никогда не учился специально журналистике. Впрочем, говорят же, что это не профессия, а образ жизни, мировоззрение, характер.
Первый раз он «серьезно поссорился» со всеми накануне закрытия легендарного «Взгляда». И ушел, предугадав или предопределив его судьбу.
Владимир Мукусев:
«Взгляд» был единственной передачей на ЦТ, которая имела полное право называть себя неподкупной, не делающей денег на своем громком имидже. Однако с появлением телекомпании «ВИД» она все больше превращалась в откровенно коммерческую структуру. Передача, которую не удалось запретить, стала разваливаться изнутри.
Наши принципиальные расхождения внутри «Взгляда» нужно было как-то объяснить. Сделали это так, чтобы испачкать меня, ведь я остался один. Родилась идея, будто бы мы не любили друг друга. Чушь собачья: мальчики, которых я в свое время привлек к участию в передаче, работали под моим руководством, как они меня могли не любить?..
Как-то в 1991-м, когда я лежал в больнице, мне принесли журнал «Театральная жизнь». Там я впервые прочитал про свой «плохой» характер. Это были интервью с ведущими «Взгляда», в которых прозвучало: мол, у Мукусева такой скверный характер… С тех пор тема моего плохого характера возникает всегда, когда мне кто-то предлагает серьезную работу. Есть некие «доброжелатели», которые нашли удобную формулу, чтобы убрать меня из профессиональной жизни. Вот уже много лет им это удается.
Фамилия Мукусев стала запретной на Центральном телевидении. Мало того, он же сам и масла в огонь подлил, когда разбирался в документах КРУ о финансовой деятельности государственной телекомпании номер один.
Владимир Мукусев:
Разворовывались чудовищные бюджетные средства. Потом стали говорить, что эти документы якобы сгорели в 1993 году в Белом доме. Хотя с какой стати они могли там оказаться?!... Насколько мне известно, после убийства Влада Листьева на его счетах было обнаружено 16 миллионов долларов, не считая недвижимости. И это после работы во «Взгляде» с его сорокарублевыми ставками.
И вот, спустя восемь лет, новый проект – «Объясните простому человеку», РЕН-ТВ. Классная программа, достойный канал. И… вновь он серьезно поссорился с властью, за что, в свою очередь, серьезно поссорились с ним.
Владимир Мукусев:
Надо же было такому случиться: угораздило меня однажды оказаться в Московском архитектурно-художественном институте, где студенты спросили: «А почему в Москве так много Церетели»? И я попытался в этом разобраться. Первый, кому позвонил, был Церетели, второй – Лужков. Потом в течение долгого времени пытался устроить встречу с ними в эфире программы студентов МАРХИ (будущую архитектурную элиту, которая станет олицетворением облика Москвы, а с ней и всей России). И тот и другой отказались от встречи. Я все же сделал передачу, где один из героев только предположил, что, может быть, это происходит из-за того, что Церетели и Лужков имеют какой-то совместный материальный интерес. Ладно бы речь шла о парковой скульптуре: стоит себе женщина с веслом – ну и бог с ней, а тут же миллионы долларов угрохали на создание чудовищного Петра.
Передачу посмотрел Лужков, вызвал Лесневскую на ковер. Она вернулась от него с перекошенным лицом и стала меня прорабатывать. Я не знал до конца, почему такая реакция на мою передачу. Но, по всей видимости, Лужков поставил условие: если вы хотите в дальнейшем получать от мэрии поддержку, то избавьтесь от Мукусева. И чтобы не раздувать скандал, меня ушли по-тихому, тем более что заканчивался срок моего трехмесячного контракта.
Впрочем, когда надо было сделать что-то реальное, начав с нуля, на время забывали о его «тяжелом характере».
Владимир Мукусев:
В сентябре 1999 года, в самый разгар предвыборной кампании в Госдуму, меня пригласили на ТВЦ. Я к тому времени уже 9 лет был запрещен на центральных каналах. И, конечно, с удовольствием откликнулся на предложение создать передачу, которая стала бы некоей альтернативой тому, что делали Доренко и Сванидзе. Все прекрасно понимали, что аудитории ОРТ и ТВЦ несравнимы. Тем не менее руководство ТВЦ надеялось, что я сделаю что-то типа «Взгляда» и, несмотря ни на что, передача «зазвучит».
Так появился цикл «Секретные материалы: расследование ТВЦ». Во многом это не только моя заслуга как автора и руководителя проекта, но и Андрея Плахова, прекрасного режиссера, известного по передаче «До и после полуночи».
Впрочем, все работали здорово. Нам удалось вернуть на телеэкран жанр телевизионного расследования, дать возможность зрителям серьезно задуматься над тем, что происходит в стране, почему ею руководит не президент, а «семья» и кто заказывает музыку на ОРТ. Передача шла вечером по воскресеньям и моментально стала набирать рейтинг, нас заметили, стали цитировать.
Передача с самого начала шла без какого-либо юридического обеспечения. Не было ни договора, ни приказа о запуске, не была создана творческая группа. Все свалилось на мою голову. Я был и автором, и режиссером, и редактором, и руководителем программы, и администратором, который собирает аудиторию, и директором. Дошло до того, что я из дома в студию привозил часы – чтобы видеть, сколько времени осталось до конца эфира.
После каждого эфира я просил руководство ТВЦ: «Ребята, давайте оформим наши отношения! Мне каждый раз отвечали: «Да, да! После следующей передачи все будет». Так я отснял 10 выпусков. На третьей передаче сменилось руководство, воцарился Попцов. И продолжилась та же история.
Наконец я решил разобраться и выяснил, что моя передача – единственная на ТВЦ, которая уже на следующий день после эфира полностью… проплачивалась. То есть существовали договоры, счета и некая посторонняя фирма, которой, по моим подсчетам, выплатили 80 тысяч долларов с лишним за мои передачи! Я пошел к Попцову и предупредил, что сниму 11-ю передачу с эфира, если мне не объяснят, почему со мной до сих пор не «зарегистрировали» отношения и кому выплачены деньги за программу.
Меня принял заместитель Попцова. Глядя мне в глаза, он сказал: «Сколько ты там посчитал денег уплачено, 80 с лишним тысяч? Не 80, а 250! А договора нет, чтобы ты не мешал».
Я поделился соображениями, что кража за моей спиной 250 тысяч долларов – это статья. Что тут началось! Попцов умолял, чуть ли не на коленях стоял: «Только не надо никаких заявлений в прокуратуру! У нас беда – кончается лицензия. Вот лицензию получим… Если ты сейчас подашь в прокуратуру, ты оставишь тысячи людей без работы». Тогда я сказал: «Бог с ними, с этими деньгами. Выплатите мои кровные, оформите договор, я продолжаю делать передачу». Вроде договорились. Но как только я вышел от Попцова, у меня на проходной изъяли пропуск. Попцов запретил соединять меня с ним по телефону.
Я начал писать письма. Достучался до членов совета директоров ТВЦ. Совет директоров принял резолюцию: Попцову немедленно урегулировать все финансовые вопросы с Мукусевым. Я стал ждать. Прошел еще год – денег нет. Послал письмо Лужкову. До сих пор – ни ответа ни привета. Я устал от всех этих писем, от грустных глаз, сочувственных слов всех, кто узнавал про эту историю.
Самое парадоксальное, что был один звонок, когда мне прямо сказали: «Не надо в прокуратуру писать письмо. Ты же не хочешь повторить судьбу одного из твоих бывших коллег?» Слава богу, кажется, у всех моих бывших коллег жизнь сложилась удачно. Кроме одного – расстрелянного в собственном подъезде Влада Листьева…
А в 1993-м он обратился в Конституционный суд с иском к президенту Ельцину и правительству по поводу индексации обесценившихся в результате реформ вкладов. И выиграл этот процесс, доказав, что государство попросту обокрало своих граждан.
Владимир Мукусев:
Я считаю, этот суд, который защитил права вкладчиков Сбербанка, потерявших сбережения в результате гайдаровских реформ, – главным своим делом как депутата Верховного Совета. Серьезные специалисты поддержали меня и доказали суду противозаконность произошедшего с экономической и юридической точек зрения.
Я выиграл дело у Ельцина и Гайдара и, как следствие, проиграл свою дальнейшую журналистскую жизнь. Они мне этого не простили. Потом мне рассказывали, что, когда Ельцин просматривал список кадрового резерва и дошел до фамилии Мукусев, он с такой яростью вычеркивал мое имя, что сломал ручку.
Но в 96-м Ельцин включил в свою предвыборную программу обязательство вернуть украденные деньги вкладчикам Сбербанка. И я до сих пор убежден, что ради этого стоило идти на конфликт с властью.
Эта история под названием «серьезно поссорился» приобрела в его жизни знак бесконечности. Каждое «послевзглядовское» дело журналиста, имеющего свою позицию, с удивительной закономерностью заканчивается громким или тихим скандалом, касается ли это политики в масштабах государства или взаимоотношений с соседями по дачному участку. Если же углубиться в подсчеты, то количество сожженных кораблей Владимира Мукусева составит, пожалуй, целую флотилию.
Владимир Мукусев:
Оксана ЛЕБЕДЕВА
Справка «Новой»
Владимир Мукусев
Родился 17 мая 1951 в Ленинграде.
В 1976 г. окончил Ленинградский электротехнический институт связи имени Бонч-Бруевича по специальности «инженер-конструктор радиоаппаратуры», после чего работал инженером.
В 1982 г. окончил режиссерский факультет Ленинградского государственного института культуры имени Крупской.
В 1993 г. окончил Дипломатическую академию, в 1996-м – аспирантуру академии.
С 1970 г. сотрудничал в качестве автора и ведущего с Ленинградским ТВ. Был победителем телеконкурса «Салют, фестиваль!» на Центральном телевидении.
С 1977 г. – редактор, корреспондент, комментатор, главный выпускающий Главной редакции программ для молодежи ЦТ Гостелерадио СССР.
С 1980-х – режиссер телемостов с США, телепрограмм «Адреса молодых», «Мир и молодежь», «12-й этаж».
Был специальным корреспондентом в Афганистане. Автор документального телефильма «Самолет из Кабула».
С 1987 по 1990 г. – главный выпускающий и ведущий программы «Взгляд».
В 1991 г. был генеральным директором Союза эфирного и кабельного телевидения СССР.
С 1991 по 1992 г. – президент Ассоциации независимых телекомпаний Сибири и Дальнего Востока. Создал на Новосибирском ТВ программу «Взгляд из Новосибирска».
С 1990 по октябрь 1993 г. – народный депутат РСФСР (затем – РФ).
В сентябре 1993 г. возглавил специальную парламентскую комиссию по расследованию судьбы тележурналистов Виктора Ногина и Геннадия Куренного.
С 1994 г. сотрудничал с телевидением Нижнего Новгорода, где выпускал авторскую программу «Взгляд из Нижнего».
Создал более десятка местных телекомпаний в различных регионах России.
С января по апрель 1997 г. – автор и ведущий еженедельной публицистической программы «Объясните простому человеку» на телеканале REN TV.
С октября 1999 г. – руководитель еженедельной информационно-публицистической программы «Секретные материалы» на канале ТВЦ.
С декабря 1999 г. – автор и ведущий программы «О чем молчит ТВ» на канале ТВЦ.
С января 2000 г. – ведущий еженедельной программы «Третьего не дано» (ТВЦ).
С 2001 по 2002 г. – ведущий эфира радиостанции «Эхо Москвы», редактор-консультант радиостанции «Эхо Петербурга».
В настоящее время – главный редактор телекомпании «Киновек» (Москва); доцент факультета журналистики Института телевидения, бизнеса и дизайна (Санкт-Петербург); ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания.
Лауреат международной телевизионной премии «Эмми» за фильм «Ленинград –Сиэтл. Год спустя».