Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»

Экстаз по-чешски

22 июня 2006 10:00

С 23 по 29 июня в Санкт-Петербурге пройдет ХIV Международный кинофестиваль «Фестиваль Фестивалей». Самый большой неконкурсный кинофестиваль в России, где показывают лучшие фильмы Международных кинофорумов, новые российские картины, работы молодых режиссеров. Традиционно проводятся и секции специальных показов и ретроспектив. Одну из них совместно подготовили Южно-Моравская область Чешской Республики и Петербургский Музей кино.

В свое время чешское кино удивило мир, теперь оно вновь удивит петербуржцев





Вот и наступило фестивальное лето. Пока громко заявленный «Международный кинофестиваль на Дворцовой» невнятно определяется со своей ориентацией во времени и пространстве, уже привычный петербуржцам «Фестиваль Фестивалей», ведомый Александром Мамонтовым, благополучно преодолев тринадцатую отметку, снова готов радовать и удивлять зрителей.
Все, что в фестивальном расписании выходит под грифом «спецпрограмма» – вне фестиваля в обычном прокате уже не увидишь. И потому эти фестивальные рубрики, как правило, вызывают необычайный интерес. Поскольку о фестивальных призерах, фаворитах и мировых премьерах, среди которых, кстати, и два российских фильма – «Никаких других желаний» Розы Орынбасаровой и «Далеко от Сансет-бульвара» Игоря Минаева будет немало написано и сказано уже завтра, после пресс-конференции посвященной открытию «ФФ – 2006», хочу уделить внимание ретроспективе «Панорама чешского фильма: смелое кино». Ее концепция выражена в емком подзаголовке: «От «Экстаза» к «Чешскому сну» на гребне «новой волны», и очень точно выражает драматургию подборки из одиннадцати картин.
Безусловным фаворитом в этой звездной команде выступает картина «Экстаз» (1932) режиссера Густава Махаты классика чешского, а затем и американского, и немецкого кино. Специалисты уже назвали демонстрацию «Экстаза» на открытии «ФФ – 2006» событием мирового масштаба.
В свое время, на Венецианском фестивале в 1934 году жюри отметило успех чехословацкого кинематографа специальной премией за режиссуру «в частности, за умение вести простое повествование и за понимание и интерпретацию природы». Речь шла о четырех представленных на фестиваль фильмах, среди которых был и «Экстаз», вызвавший бурю эмоций в мире кино. Настолько эпатирующей, смелой, новаторской оказалась картина тридцатилетнего тогда чешского режиссера.
Обращение к эротической теме на фоне еще относительно «целомудренного» кинематографа было выполнено Махаты в необычайной эстетической манере. Фильм, снятый по мотивам произведения Втезслава Незвала «Похоть» о земной любви получился изысканно метафоричным, изобиловал символами и ассоциациями. Чтобы передать страсть, чувственность полную энергии, лиризма и эротики – понятия, которые сегодня низведены до пошлости и безвкусицы – Густав Махаты революционно смонтировал кадры любовных объятий и природных явлений – бешено скачущих лошадей и распускающейся флоры. История «любовного треугольника» уходит от банальностей благодаря художественному вдохновению мастера, не до конца понятого даже современниками. В финале фильма звучит «Песня труда», которую многие владельцы кинотеатров не долго думая, отрезали. А ведь некоторые критики рассматривали фильм как социальное произведение, в котором тесно слиты реалии человеческого бытия.
В мире заговорили о «чешском чуде», киностудию «Баррандов», построенную при помощи государственных кредитов и техническому оснащению которой могли позавидовать крупнейшие студии Европы, называли вторым Голливудом. Махаты и другим чешским режиссерам крупно повезло – правительство под давлением общественности создало комиссию для выработки мер по ограничению киноимпорта, и в январе 1932 года был принят специальный закон, по которому за каждые семь ввозимых картин прокатная фирма должна была финансировать постановку одного чешского художественного фильма… Таким образом удалось создать фонд, из которого киносовет субсидировал отечественные картины. Как видим, результаты не заставили себя долго ждать. И кто знает, каких высот достигла бы чешская кинематография, если бы не 1938 год. За ним пришел год 1948-й, а затем настала очередь и 1968-го…
Чешская панорама охватывает большой исторический отрезок, в котором центральное место занимает золотая эра кино 60-х годов прошлого века. В этот период передышки и либерализации общества на сцену вышло целое поколение режиссеров, чьи имена стали легендой «новой волны». Восемь фильмов, среди которых гротескные «Маргаритки» (1966) Веры Хитиловой и «Бал пожарных» (1967) Милоша Формана, сюрреалистический «Вот придет кот» (1963) Войтеха Ясны и экзистенциально-комический «Интимное освещение» (1965) Ивана Пассера, трюково-приключенческий «Хроника шута» (1964) Карела Зеемана и откровенная критическая драма о последних днях Второй мировой войны «Да здравствует республика!» (1965) Карела Кахини. Все это – настоящие сокровища, редко выносимые из запасников кинофонда на всеобщее обозрение.
Из работ современных чешских режиссеров представлены документальная лента «Чешский сон» (2004) Вита Клусака и Филиппа Ремунда, получившая множество международных призов, в том числе и Приз зрительских симпатий на прошлогоднем фестивале «Послание к Человеку». Драма «Желары» (2003) Ондржея Трояна, номинированная на «Оскар» (2004) экранизация литературной сенсации – баллады «Гануле Йозы», автор которой, Квета Легатова дебютировала в восемьдесят лет…

Алексей НЕДВИГА