Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Смольный поставит на счетчик

20 июля 2006 10:00

Валентина Матвиенко отвергла принятый городским парламентом закон «Об упорядочении государственного регулирования тарифов (цен)». Губернатор предлагает внести в него поправки, которые кардинально меняют смысл закона и, вообще говоря, делают его ненужным. Если они будут приняты (это, впрочем, состоится не раньше осени) – исполнительная власть Петербурга получит возможность устанавливать жилищно-коммунальные тарифы по своему усмотрению.

Исполнительная власть хочет самостоятельно определять расценки по оплате жилищно-коммунальных услуг





Осенью «Новая газета» рассказывала, что после того, как этот закон был принят в первом чтении, Валентина Матвиенко обещала, что ко второму чтению она внесет поправку и плата за жилье и коммунальные услуги по-прежнему будет устанавливаться законом, а не городским правительством (или иными органами исполнительной власти). Поправка действительно была внесена. Но затем, уже в апреле, отозвана. Тут уже возмутились даже некоторые парламентарии из «Единой России»: регулирование жилищно-коммунальных тарифов – одна из тех областей, которую многие депутаты, независимо от политических взглядов, не желают отдавать администрации.
В итоге при втором чтении была принята поправка, сохраняющая статус-кво. Плата за жилье и тарифы на услуги водоснабжения и канализации, как и раньше, устанавливаются городскими законами. В свою очередь, тарифы на электроэнергию, отопление, горячую воду и газ, как и раньше, устанавливаются администрацией.
В таком виде закон ушел на подпись к губернатору – и вернулся без нее. Валентина Матвиенко предложила несколько поправок, которые, по сути, возвращают закон к тому виду, в котором он был принят в первом чтении. И даже ухудшают его по сравнению с этим вариантом.
Во-первых, губернатор предлагает полностью исключить из закона статью, обязывающую перед изменением тарифов проводить независимую экономическую экспертизу. Под экспертизой понимается «анализ экономической обоснованности представляемых данных и расчетов, изложенных в предложениях по установлению тарифов (цен), надбавок к ним и нормативов потребления коммунальных услуг, который производится организацией, не имеющей финансовой или иной заинтересованности в результатах такого анализа».
По всей видимости, проводить какой-либо независимый анализ перед повышением (снижения как-то пока не наблюдалось) тарифов в Смольном считают излишним. А вдруг он покажет, что и при действующих расценках поставщики жилищно-коммунальных услуг имеют вполне достаточную прибыль, и нет никакой экономической необходимости в их повышении?
А во-вторых, губернатор предлагает исключить из городского законодательства ключевую формулировку, согласно которой плата за жилье и тарифы на коммунальные услуги устанавливаются законами Санкт-Петербурга. Остается только указание на то, что все это делается «в порядке, установленном правительством Санкт-Петербурга». Ведь в другом городском законе – «О жилищной политике Санкт-Петербурга» – ничего не говорится о том, кто и на основании чего будет устанавливать квартплату. Следовательно, исполнительная власть получает полный карт-бланш. И может повышать тарифы хоть каждый месяц, уверяя нас, что мы еще недостаточно платим, чтобы заслужить право на качественное обслуживание.
С одной стороны, еще когда обсуждался закон, даже некоторые представители оппозиции говорили, что будет честнее, если Смольный будет сам устанавливать квартплату, а не организовывать раз за разом натуральный фарс в Мариинском дворце, когда парламентское большинство по команде представителя администрации устраивает «одобрямс» очередному предложению исполнительной власти о повышении тарифов.
Но с другой стороны, расклад сил в ЗакСе может и измениться – и тогда придется пожалеть о том, что квартплату устанавливают чиновники, ни в малой степени не зависящие от граждан. И потому упомянутый закон было бы весьма полезно принять в его прежней редакции – иначе говоря, не принимать поправки губернатора, а преодолеть губернаторское вето.
Впрочем, вероятность этого не слишком велика. Что-то подсказывает, что этот шанс не будет использован.

Владимир МАКСИМОВ
фото ИНТЕРПРЕСС