От ильича до владимировича
В окрестностях Петербурга немало мест, связанных с именем нынешнего российского президента. Не исключено, что, с учетом наметившейся в последнее время тенденции, скоро по ним начнут водить экскурсии, как когда-то по «ленинским местам». Мы решили приобщиться загодя. И побывали в двух памятных местах. К нашему удивлению оказалось, что дачный домик, на котором до сих пор красуется путинская фамилия, медленно загнивает и разваливается. А расположенный не так далеко дом семьи Ульяновых, у которого ВВП принимали в пионеры, местные жители и вовсе разбирают на дрова.
Здесь каждый камень и Ленина, и Путина знает
Каждый час мимо маленького пятистенка на окраине Тосно проносятся десятки поездов. Прямо у железнодорожной ветки, соединяющей две российских столицы, находится дом, на котором до сих пор висит заметная табличка «Вокзальная 71. Путин». Четыре с лишним десятилетия назад ее прибил гвоздями к стене отец нынешнего президента Владимир Спиридонович.
Именно тут ВВП любил кататься на белом «Запорожце», торжественно показанном в дни петербургского саммита Большой восьмерки Джорджу Бушу. К слову, эту замечательную машину мама будущего президента Мария Ивановна выиграла в лотерею.
Дом на Вокзальной улице в Тосно Путины приобрели в 1959 году и жили в нем в теплое время года. Тут же будущий президент играл со сверстниками в разведчиков, а позже готовился к вступительным экзаменам в Ленинградский государственный университет. Обитатели соседних домов до сих пор прекрасно помнят семью Путиных. Анна Ивановна Романова, к примеру, продавала президентской семье молоко от своих коровок.
– Этот дом у Путиных был как дача, – вспоминает Анна Ивановна. – Летом они в нем жили, да и зимой постоянно приезжали. Отец Володи, Владимир Спиридонович, постоянно брал у меня молоко, так что можно сказать, что я была их молочницей. Мать его тоже хорошо знала. Худенькая, болезненная женщина. Прекрасно помню, когда ей совсем плохо стало, Владимир Спиридонович на руках носил ее мыться в баню к нашим соседям. Замечательная была семья.
Самого ВВП обитатели таких же ветхих домов на Железнодорожной улице в последний раз видели в середине 1980-х годов. Продажей дома после смерти родителей будущий президент не занимался. Его отец, Владимир Спиридонович оставил доверенность другу, жившему по соседству, который за три тысячи приснопамятных у.е. уступил ветхий дом беженке из Казахстана Надежде Паньковой и ее семье.
- Сюда мы въехали в декабре 1999 года, – вспоминает Надежда Ивановна. – Продавец дома сказал нам, что сын бывших хозяев работал в правительстве Петербурга, а сейчас трудится в Москве. Тогда мы только-только перебрались в Россию из Казахстана и еще не слышали фамилии Путин. Мы не обратили особого внимания на записи в домовой книге, где упоминался и нынешний президент, и его родители. Лишь в новогоднюю ночь, когда бывший обитатель этого самого дома появился на телеэкране, мы поняли, чье наследство нам досталось.
И в те времена, и сейчас дом № 71 на Железнодорожной улице находится в достаточно бедственном состоянии: денег на ремонт у Надежды Паньковой нет, и соседи жалуются на то, что президентский дом, где, по их мысли, можно было бы открыть музей, постепенно разваливается.
– При Владимире Спиридоновиче такого беспорядка не было, – вспоминает Анна Романова. – Железный человек был. Ремонтом постоянно занимался, дом каждый год красил. А теперь в сторону путинского дома и смотреть стыдно – одни гнилушки.
По словам Надежды Паньковой, никаких вещей, оставшихся от Путиных, она после новоселья не нашла. Единственные предметы мебели – ветхие стулья и треснувшее зеркало пришлось выбросить. Кроме того, первое время они растапливали печку тетрадками, найденными на чердаке.
– Зиму с 1999 на 2000 год мы переживали очень плохо, – вспоминает Надежда Ивановна. – Очень страдали от перемены климата. Тетрадки я жгла в печке, не читая того, что в них написано, хотя сейчас их, наверное, можно было бы продать. С весны 2000 года люди стали тянуться сюда как паломники. Даже иностранцы приезжали. Одна американка увидела тетрадку ученика 193-й школы Ленинграда, подписанную «Владимир Путин», схватила ее и заявила, что возьмет с собой. Она мне и деньги предлагать стала, но я их не взяла… Народу приезжало немало. Какой-то затейник, к примеру, явился к нашему дому в маске Путина из папье-маше. Играл во дворе с соседскими детьми, а потом стал не своим голосом орать «Путин вернулся!». Мой сын пригрозил спустить на него собаку, и с тех пор почитателей Владимира Владимировича не жалует… Кроме таблички с номером дома от Путиных тут ничего не осталось, да и ее снять нужно. Кстати, тут не так далеко есть дом, где нынешнего президента в пионеры принимали. Посмотрите. Вот это на самом деле стыдоба!
Дом, у которого Володю Путина в пятом классе принимали в пионеры, и в самом деле недалеко. На машине до него можно добраться за четверть часа, а на электричке – проехав от Тосно до соседней станции Саблино.
Вид здания на перекрестке Ульяновского шоссе и улицы Юного Ленинца и в самом деле способен потрясти. Вместе с двумя мемориальными досками прохожих встречает портрет ВВП. Но и это еще не все. Прямо под президентским портретом, на полочке для цветов выстроилась эстакада бутылок из-под портвейна, в одну из которых кто-то заботливой рукой воткнул искусственный цветочек.
– Последнее десятилетие это здание совершенно заброшено, – рассказывает Татьяна Слепнева, преподаватель истории Ульяновской средней школы № 1, а по совместительству хранитель Саблинского музея. – Сейчас тут собираются пьяницы и наркоманы, пьют и дебоширят. Странно, как дом еще не сожгли. Пару лет назад тут, кстати, собирались открыть пункт охраны общественного порядка. Кто приклеил на здание портрет Путина, сказать сложно. Сюда разные люди приезжают, многие на фоне этих руин фотографируются…
Мало кто знает, что поселок, расположенный у знаменитых пещер и водопадов, получил свое название в честь семьи Ульяновых еще при жизни Ленина. Так и осталось: железнодорожная станция Саблино, поселок – Ульяновка.
В те далекие годы поселковый совет дал новое имя населенному пункту с учетом того, что на бывшей Андреевской улице находился дом, в 1905-1906 годах принадлежавший семье сестры вождя Анны Ильиничны Елизаровой. Во времена первой русской революции Ленин не раз бывал в этих местах. В память об этом один из участков саблинских пещер до сих пор носит название Ленинский тупик. По легенде, под землей вождь мирового пролетариата сумел скрыться от жандармов, которые так и не сумели найти его в пещере.
О пребывании Владимира Ильича в доме на перекрестке Ульяновского шоссе и улицы Юного Ленинца свидетельствует мемориальная доска с соответствующей надписью. В конце 1930-х годов тут решено было основать музей. Местный совет расселил большой дом, занятый несколькими семьями, однако планам создания ленинского музея помешала война.
Позже, в конце 1940-х, тут открылся детский сад, который проработал несколько десятилетий. Тогда же на здание повесили памятную доску. Посещение и осмотр дома Ульяновых-Елизаровых являлось одним из пунктов просветительско-патриотической программы для юных ленинцев из Ленинграда. В воспоминаниях классного руководителя ВВП Веры Гуревич достаточно подробно рассказывается о том, как будущего президента в пятом классе принимали в пионеры как раз во время такой «паломнической поездки».
В перестроечные годы детский садик, как и многие подобные учреждения в нашей стране, закрылся. Тогда же было предпринято несколько попыток открыть в доме Ульяновых-Елизаровых музей. Первыми туда пришли связисты, которые решили порадовать гостей экспозицией Музея истории прогрессивной печати. После того, как их проект с треском рухнул, местный учитель истории – Дмитрий Пушкин взялся за дело создания музея Ульяновых-Елизаровых.
– С Дмитрием Алексеевичем мы дружили и работали вместе много лет, – вспоминает Татьяна Слепнева. – Это был человек, одержимый идеей. С начала 1960-х годов он собирал материалы, связанные с жизнью Владимира Ленина, каждый год проводил массу времени в московских и ленинградских архивах и буквально по минутам отследил пребывание вождя мирового пролетариата в Саблино. Пушкин нашел не только материалы, связанные с семьей Елизаровых, но и сумел отыскать живых очевидцев творившейся истории. Он, к примеру, своими глазами видел, сфотографировал и проинтервьюировал Анну Володину, в 1905-1906 годах работавшую у Ульяновых служанкой. Его собрание было уникальным, хотя никаких подлинных вещей от ленинской семьи здесь и не оставалось. Показывать свои собрания в доме на Ульяновском шоссе Дмитрий Алексеевич смог совсем недолго. После его смерти музей закрылся, и все экспонаты попали к его родственникам. Я слышала, что к ним неоднократно приезжали сотрудники питерских и московских исторических музеев и просили передать экспонаты им, но они так и не согласились. Умирая, Пушкин завещал хранить свое собрание в Ульяновке и передать лишь в музей, который откроется тут в будущем.
Впрочем, о том, чтобы в доме, где отметились и Ленин, и Путин, открылся музей, сегодня никто и не мечтает. В 1997-м году дом был исключен из перечня памятников истории и культуры федерального значения. С тех пор он постепенно разваливается. А местные жители потихоньку разбирают строение, отстоявшее более столетия, на дрова.
Каждый час мимо маленького пятистенка на окраине Тосно проносятся десятки поездов. Прямо у железнодорожной ветки, соединяющей две российских столицы, находится дом, на котором до сих пор висит заметная табличка «Вокзальная 71. Путин». Четыре с лишним десятилетия назад ее прибил гвоздями к стене отец нынешнего президента Владимир Спиридонович.
Именно тут ВВП любил кататься на белом «Запорожце», торжественно показанном в дни петербургского саммита Большой восьмерки Джорджу Бушу. К слову, эту замечательную машину мама будущего президента Мария Ивановна выиграла в лотерею.
Дом на Вокзальной улице в Тосно Путины приобрели в 1959 году и жили в нем в теплое время года. Тут же будущий президент играл со сверстниками в разведчиков, а позже готовился к вступительным экзаменам в Ленинградский государственный университет. Обитатели соседних домов до сих пор прекрасно помнят семью Путиных. Анна Ивановна Романова, к примеру, продавала президентской семье молоко от своих коровок.
– Этот дом у Путиных был как дача, – вспоминает Анна Ивановна. – Летом они в нем жили, да и зимой постоянно приезжали. Отец Володи, Владимир Спиридонович, постоянно брал у меня молоко, так что можно сказать, что я была их молочницей. Мать его тоже хорошо знала. Худенькая, болезненная женщина. Прекрасно помню, когда ей совсем плохо стало, Владимир Спиридонович на руках носил ее мыться в баню к нашим соседям. Замечательная была семья.
Самого ВВП обитатели таких же ветхих домов на Железнодорожной улице в последний раз видели в середине 1980-х годов. Продажей дома после смерти родителей будущий президент не занимался. Его отец, Владимир Спиридонович оставил доверенность другу, жившему по соседству, который за три тысячи приснопамятных у.е. уступил ветхий дом беженке из Казахстана Надежде Паньковой и ее семье.
- Сюда мы въехали в декабре 1999 года, – вспоминает Надежда Ивановна. – Продавец дома сказал нам, что сын бывших хозяев работал в правительстве Петербурга, а сейчас трудится в Москве. Тогда мы только-только перебрались в Россию из Казахстана и еще не слышали фамилии Путин. Мы не обратили особого внимания на записи в домовой книге, где упоминался и нынешний президент, и его родители. Лишь в новогоднюю ночь, когда бывший обитатель этого самого дома появился на телеэкране, мы поняли, чье наследство нам досталось.
И в те времена, и сейчас дом № 71 на Железнодорожной улице находится в достаточно бедственном состоянии: денег на ремонт у Надежды Паньковой нет, и соседи жалуются на то, что президентский дом, где, по их мысли, можно было бы открыть музей, постепенно разваливается.
– При Владимире Спиридоновиче такого беспорядка не было, – вспоминает Анна Романова. – Железный человек был. Ремонтом постоянно занимался, дом каждый год красил. А теперь в сторону путинского дома и смотреть стыдно – одни гнилушки.
По словам Надежды Паньковой, никаких вещей, оставшихся от Путиных, она после новоселья не нашла. Единственные предметы мебели – ветхие стулья и треснувшее зеркало пришлось выбросить. Кроме того, первое время они растапливали печку тетрадками, найденными на чердаке.
– Зиму с 1999 на 2000 год мы переживали очень плохо, – вспоминает Надежда Ивановна. – Очень страдали от перемены климата. Тетрадки я жгла в печке, не читая того, что в них написано, хотя сейчас их, наверное, можно было бы продать. С весны 2000 года люди стали тянуться сюда как паломники. Даже иностранцы приезжали. Одна американка увидела тетрадку ученика 193-й школы Ленинграда, подписанную «Владимир Путин», схватила ее и заявила, что возьмет с собой. Она мне и деньги предлагать стала, но я их не взяла… Народу приезжало немало. Какой-то затейник, к примеру, явился к нашему дому в маске Путина из папье-маше. Играл во дворе с соседскими детьми, а потом стал не своим голосом орать «Путин вернулся!». Мой сын пригрозил спустить на него собаку, и с тех пор почитателей Владимира Владимировича не жалует… Кроме таблички с номером дома от Путиных тут ничего не осталось, да и ее снять нужно. Кстати, тут не так далеко есть дом, где нынешнего президента в пионеры принимали. Посмотрите. Вот это на самом деле стыдоба!
Дом, у которого Володю Путина в пятом классе принимали в пионеры, и в самом деле недалеко. На машине до него можно добраться за четверть часа, а на электричке – проехав от Тосно до соседней станции Саблино.
Вид здания на перекрестке Ульяновского шоссе и улицы Юного Ленинца и в самом деле способен потрясти. Вместе с двумя мемориальными досками прохожих встречает портрет ВВП. Но и это еще не все. Прямо под президентским портретом, на полочке для цветов выстроилась эстакада бутылок из-под портвейна, в одну из которых кто-то заботливой рукой воткнул искусственный цветочек.
– Последнее десятилетие это здание совершенно заброшено, – рассказывает Татьяна Слепнева, преподаватель истории Ульяновской средней школы № 1, а по совместительству хранитель Саблинского музея. – Сейчас тут собираются пьяницы и наркоманы, пьют и дебоширят. Странно, как дом еще не сожгли. Пару лет назад тут, кстати, собирались открыть пункт охраны общественного порядка. Кто приклеил на здание портрет Путина, сказать сложно. Сюда разные люди приезжают, многие на фоне этих руин фотографируются…
Мало кто знает, что поселок, расположенный у знаменитых пещер и водопадов, получил свое название в честь семьи Ульяновых еще при жизни Ленина. Так и осталось: железнодорожная станция Саблино, поселок – Ульяновка.
В те далекие годы поселковый совет дал новое имя населенному пункту с учетом того, что на бывшей Андреевской улице находился дом, в 1905-1906 годах принадлежавший семье сестры вождя Анны Ильиничны Елизаровой. Во времена первой русской революции Ленин не раз бывал в этих местах. В память об этом один из участков саблинских пещер до сих пор носит название Ленинский тупик. По легенде, под землей вождь мирового пролетариата сумел скрыться от жандармов, которые так и не сумели найти его в пещере.
О пребывании Владимира Ильича в доме на перекрестке Ульяновского шоссе и улицы Юного Ленинца свидетельствует мемориальная доска с соответствующей надписью. В конце 1930-х годов тут решено было основать музей. Местный совет расселил большой дом, занятый несколькими семьями, однако планам создания ленинского музея помешала война.
Позже, в конце 1940-х, тут открылся детский сад, который проработал несколько десятилетий. Тогда же на здание повесили памятную доску. Посещение и осмотр дома Ульяновых-Елизаровых являлось одним из пунктов просветительско-патриотической программы для юных ленинцев из Ленинграда. В воспоминаниях классного руководителя ВВП Веры Гуревич достаточно подробно рассказывается о том, как будущего президента в пятом классе принимали в пионеры как раз во время такой «паломнической поездки».
В перестроечные годы детский садик, как и многие подобные учреждения в нашей стране, закрылся. Тогда же было предпринято несколько попыток открыть в доме Ульяновых-Елизаровых музей. Первыми туда пришли связисты, которые решили порадовать гостей экспозицией Музея истории прогрессивной печати. После того, как их проект с треском рухнул, местный учитель истории – Дмитрий Пушкин взялся за дело создания музея Ульяновых-Елизаровых.
– С Дмитрием Алексеевичем мы дружили и работали вместе много лет, – вспоминает Татьяна Слепнева. – Это был человек, одержимый идеей. С начала 1960-х годов он собирал материалы, связанные с жизнью Владимира Ленина, каждый год проводил массу времени в московских и ленинградских архивах и буквально по минутам отследил пребывание вождя мирового пролетариата в Саблино. Пушкин нашел не только материалы, связанные с семьей Елизаровых, но и сумел отыскать живых очевидцев творившейся истории. Он, к примеру, своими глазами видел, сфотографировал и проинтервьюировал Анну Володину, в 1905-1906 годах работавшую у Ульяновых служанкой. Его собрание было уникальным, хотя никаких подлинных вещей от ленинской семьи здесь и не оставалось. Показывать свои собрания в доме на Ульяновском шоссе Дмитрий Алексеевич смог совсем недолго. После его смерти музей закрылся, и все экспонаты попали к его родственникам. Я слышала, что к ним неоднократно приезжали сотрудники питерских и московских исторических музеев и просили передать экспонаты им, но они так и не согласились. Умирая, Пушкин завещал хранить свое собрание в Ульяновке и передать лишь в музей, который откроется тут в будущем.
Впрочем, о том, чтобы в доме, где отметились и Ленин, и Путин, открылся музей, сегодня никто и не мечтает. В 1997-м году дом был исключен из перечня памятников истории и культуры федерального значения. С тех пор он постепенно разваливается. А местные жители потихоньку разбирают строение, отстоявшее более столетия, на дрова.
Андрей ИВАНОВ
Фото автора