Водная пыль
И вождь всплывает, как тритон...
Старые питерские фонтаны, похоже, обречены на гибель. Деньги есть только на новые водные комплексы, успешно пускающие пыль в глаза
«…Он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях». Так о «прекрасных и полезнейших для города вещах» рассуждал про себя Родион Раскольников, идя убивать старуху-процентщицу.
В современном мегаполисе идеи Раскольникова воплощаются во всем их чудовищном дуализме: тихое умирание подлинного Петербурга сопровождается помпезным открытием гигантских дорогостоящих фонтанных комплексов. Первые пенные проекты, навевающие воспоминания о временах торжества «сталинского вампира», акцентировали внимание на двух памятниках Ленину – возле Финляндского вокзала и на Московском проспекте. В обоих случаях ГУП «Водоканал» презентовал это великолепие как «дар» городу. Воды с тех пор утекло не меньше, чем денег из карманов петербуржцев, оплачивающих все возрастающие коммунальные тарифы. А Водоканал подготовил новый сюрприз – ставший неожиданностью для других компаний, специализирующихся на установке фонтанного оборудования: конкуренты узнали о якобы состоявшемся тендере только из сообщений прессы. Предприятие Кармазинова победило в состязании за право потратить 20 миллионов евро на светомузыкальный фонтан у Стрелки Васильевского острова.
В XVIII веке с этим пространством уже поэкспериментировали – здесь был устроен театр фейерверков. Но в связи с тем, что забава обернулась помехой судоходству, а при особенно эффектной пальбе лопались стекла даже в здании Академии художеств, водно-огневой театр решили разобрать. Нынешнее повторение истории оказалось хуже фарса. Когда «подарок» Водоканала струячит в полную мощь, он перекрывает самый красивый вид со Стрелки – на акваторию Невы и Петропавловскую крепость. Если же при включенном фонтане смотреть в направлении Биржи с Троицкого моста, в лучшем случае, бегая то влево, то вправо, можно поймать в фокус либо одну, либо другую Ростральную колонну – целиком знаменитой панорамы Стрелки не увидишь. А когда фонтан отключают, его громадная плавучая конструкция напоминает отвратительную кучу мусора на воде.
Если сравнить расположение и масштабы царского театра фейерверков и «презента» от Водоканала, последний со всей очевидностью должен мешать судоходству гораздо больше. Во всяком случае, в этом могли на практике убедиться капитаны маломерных судов. Встреча одного из них с растопырившимся плавучим чудовищем уже стоила неприятностей обоим участникам столкновения. Выводы из случившегося? Отрапортовали, что «для предотвращения порчи фонтана с воды подготовлено новое ограждение от легких судов».
По окончании саммита G8 фонтан закрыли на профилактику. То, что вид плавучей конструкции оставляет, мягко говоря, желать лучшего, все-таки признали: энергопонтон обещают теперь «утопить» поглубже под воду, «для повышения эстетического восприятия акватории», а кубы с электронной начинкой разместить более компактно.
С новомодными водяными затеями вообще у нас как-то не ладится. К 300-летию Петербурга открыли на Малой Садовой фонтан-шар. Задумывалось, что он должен работать и как своеобразный часовой механизм: хитрая электроника каждый час будет изменять режим подачи воды, чтобы струи попадали на одну из двенадцати мраморных ступеней с бронзовыми цифрами. Игру струй предполагалось сопровождать сменой музыкальных ритмов. Однако петербуржцы не упомнят, чтобы это сооружение функционировало как музыкальные водные часы. В преддверии саммита механизм вроде бы отремонтировали (как сообщалось, на его починку истрачено 450 тысяч казенных рублей). Но дорогая игрушка вышла из строя уже к вечеру первого дня работы. Теперь ее передают на баланс все того же ГУП «Водоканал».
Судьба старых питерских фонтанов еще менее завидна: от большей их части вскоре попросту избавятся. В конце июля Городской штаб по благоустройству рассмотрел вопрос содержания фонтанов в северной столице. Выяснилось, что половина из них не работает, трубы проржавели, чаши повсеместно превращаются в мусоросборники. Между тем реконструкция какого-нибудь дворового фонтана обходится примерно в полмиллиона рублей. Денег у районных властей на это нет, вот и придется по итогам инвентаризации принимать «волевые решения о сносе». Списки должны быть представлены к 15 августа.
Глядя же на плавающие у Стрелки миллионы евро, невольно вспомнишь поэта революции – эх, сколько бы портянок вышло для ребят… Но кому нынче интересно кроить портянки на радость голытьбе? Видимо, новые хозяева жизни выбирают чарующий рокот откатов.
...По пояс в воду погружен
«…Он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях». Так о «прекрасных и полезнейших для города вещах» рассуждал про себя Родион Раскольников, идя убивать старуху-процентщицу.
В современном мегаполисе идеи Раскольникова воплощаются во всем их чудовищном дуализме: тихое умирание подлинного Петербурга сопровождается помпезным открытием гигантских дорогостоящих фонтанных комплексов. Первые пенные проекты, навевающие воспоминания о временах торжества «сталинского вампира», акцентировали внимание на двух памятниках Ленину – возле Финляндского вокзала и на Московском проспекте. В обоих случаях ГУП «Водоканал» презентовал это великолепие как «дар» городу. Воды с тех пор утекло не меньше, чем денег из карманов петербуржцев, оплачивающих все возрастающие коммунальные тарифы. А Водоканал подготовил новый сюрприз – ставший неожиданностью для других компаний, специализирующихся на установке фонтанного оборудования: конкуренты узнали о якобы состоявшемся тендере только из сообщений прессы. Предприятие Кармазинова победило в состязании за право потратить 20 миллионов евро на светомузыкальный фонтан у Стрелки Васильевского острова.
В XVIII веке с этим пространством уже поэкспериментировали – здесь был устроен театр фейерверков. Но в связи с тем, что забава обернулась помехой судоходству, а при особенно эффектной пальбе лопались стекла даже в здании Академии художеств, водно-огневой театр решили разобрать. Нынешнее повторение истории оказалось хуже фарса. Когда «подарок» Водоканала струячит в полную мощь, он перекрывает самый красивый вид со Стрелки – на акваторию Невы и Петропавловскую крепость. Если же при включенном фонтане смотреть в направлении Биржи с Троицкого моста, в лучшем случае, бегая то влево, то вправо, можно поймать в фокус либо одну, либо другую Ростральную колонну – целиком знаменитой панорамы Стрелки не увидишь. А когда фонтан отключают, его громадная плавучая конструкция напоминает отвратительную кучу мусора на воде.
Если сравнить расположение и масштабы царского театра фейерверков и «презента» от Водоканала, последний со всей очевидностью должен мешать судоходству гораздо больше. Во всяком случае, в этом могли на практике убедиться капитаны маломерных судов. Встреча одного из них с растопырившимся плавучим чудовищем уже стоила неприятностей обоим участникам столкновения. Выводы из случившегося? Отрапортовали, что «для предотвращения порчи фонтана с воды подготовлено новое ограждение от легких судов».
По окончании саммита G8 фонтан закрыли на профилактику. То, что вид плавучей конструкции оставляет, мягко говоря, желать лучшего, все-таки признали: энергопонтон обещают теперь «утопить» поглубже под воду, «для повышения эстетического восприятия акватории», а кубы с электронной начинкой разместить более компактно.
С новомодными водяными затеями вообще у нас как-то не ладится. К 300-летию Петербурга открыли на Малой Садовой фонтан-шар. Задумывалось, что он должен работать и как своеобразный часовой механизм: хитрая электроника каждый час будет изменять режим подачи воды, чтобы струи попадали на одну из двенадцати мраморных ступеней с бронзовыми цифрами. Игру струй предполагалось сопровождать сменой музыкальных ритмов. Однако петербуржцы не упомнят, чтобы это сооружение функционировало как музыкальные водные часы. В преддверии саммита механизм вроде бы отремонтировали (как сообщалось, на его починку истрачено 450 тысяч казенных рублей). Но дорогая игрушка вышла из строя уже к вечеру первого дня работы. Теперь ее передают на баланс все того же ГУП «Водоканал».
Судьба старых питерских фонтанов еще менее завидна: от большей их части вскоре попросту избавятся. В конце июля Городской штаб по благоустройству рассмотрел вопрос содержания фонтанов в северной столице. Выяснилось, что половина из них не работает, трубы проржавели, чаши повсеместно превращаются в мусоросборники. Между тем реконструкция какого-нибудь дворового фонтана обходится примерно в полмиллиона рублей. Денег у районных властей на это нет, вот и придется по итогам инвентаризации принимать «волевые решения о сносе». Списки должны быть представлены к 15 августа.
Глядя же на плавающие у Стрелки миллионы евро, невольно вспомнишь поэта революции – эх, сколько бы портянок вышло для ребят… Но кому нынче интересно кроить портянки на радость голытьбе? Видимо, новые хозяева жизни выбирают чарующий рокот откатов.
Татьяна ЛИХАНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС