Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Время большой засухи

10 августа 2006 10:00

Еще лет двадцать назад в Питере существовали небольшие фонтанчики с питьевой водой. Можно было бесплатно утолить жажду, если не оказалось в кармане трех копеек на стакан газировки с сиропом...



  О петровской задумке – фонтанах в Летнем саду, уничтоженных наводнением 1777 года, сегодня напоминает только топоним, сохранившийся в названии реки, их питавшей. Раскопки, призванные уточнить места расположения фонтанов, в саду ведутся. Исследования – дело хорошее. Вот только в контексте навязываемой идеи «воссоздания Летнего сада образца XVIII века» активизация этих работ вызывает нехорошие подозрения. Результаты изысканий могут использовать для продвижения варварского замысла, на деле означающего уничтожение подлинного Летнего сада, помнящего Пушкина и поэтов Серебряного века, - ради новодела а-ля веселая Елисавет, с водными шутихами, аккуратно выстриженными геометрическими кустами и макетиками павильонов, стилизованных «под старину». Кстати, если дойдет до такого «воссоздания», знаменитую решетку Фельтена придется убрать: ее тогда не было.
  В 2000 году перед православным храмом, у бывшей придворной церкви Святых Симеония и Анны, установили фигуру голого бронзового подростка, немедленно прозванного «писающим мальчиком». На постаменте надпись, поясняющая – сие есть аллегория XXI века. На недоуменные вопросы чиновники городского комитета по культуре ответствовали: это-де фонтан, и появился он тут потому, что река называется Фонтанкой, а ни одного действующего фонтана на всем ее протяжении нету. Впрочем, у бронзового мальчика, похоже, возникли вскоре какие-то проблемы – струя иссякла.
  Который год простаивает в парадной здания КГИОП давно отреставрированная чугунная чаша фонтана из сада Сан-Галли (стоял между домами 60 и 62 по Лиговскому проспекту).
  В начале нынешнего столетия после реставрационных работ в сквере перед Казанским собором запустили и отремонтированный Казанский фонтан. Правда, его исторический облик в результате обновлений, осуществленных архитектором-модернистом, мягко говоря, претерпел изменения. Вместо былого разброса водных струй в виде «снопа» смонтировали водомет пирамидальной формы На этом, собственно, реставрация фонтанов на Невском и закончилось – если не считать кардинальной «зачистки» некоторых дворов, в ходе которой заброшенные фонтаны недолго думая уничтожили. Не действует и фонтан-поилка в сквере у Казанского, подле Воронихинской решетки. Его в начале XIX века спроектировал знаменитый зодчий Тома де Томон (раньше емкость находилась по дороге в Царское Село и предназначалась для водопоя лошадей).
  Здание знаменитого гранитного дома Вавельберга, на углу Невского и Малой Морской, отмечено красивым пристенным фонтаном в виде львиной головы. В былые годы из разверстой пасти вода медленно струилась в гранитную чашу. Потом источник иссяк. Три года назад этот фонтан вновь было заработал, но уже через несколько дней пересох – похоже, что навсегда.
  Со времен войны не функционировал и фонтан во дворе дома Мертенса (Невский, 21). Уникальное сооружение украшала фигура белого медведя, опирающегося лапой на земной шар. Несколько лет назад, при переделке дома-памятника в угоду новым владельцам, фонтан отодвинули чуть в сторону. А буквально несколько недель назад медведь с шаром и вовсе исчез в неизвестном направлении.
  Два года назад во дворе подле костела Святой Екатерины (Невский, 34) появился новый фонтан. Он проработал только то время, что отпущено было на торжественную приемку благоустроенной территории. Как рассказывают местные жители, при запуске фонтана отключилась вода в близлежащих домах. С тех пор решили больше не экспериментировать.
  Примерно четверть века бездействует разрушающийся водомет во дворе Шуваловского дворца на Малой Садовой, 1/25. Парадный двор самого дворца зарос лопухами и крапивой.
  К началу нынешнего века в Ново-Манежном сквере на Манежной площади по сохранившимся в архивах чертежам восстановили фонтан. Однако за весь 2006 год он работал лишь несколько дней.
  Когда в 1999 году завершали организацию пешеходной зоны на Малой Садовой, благоустроительные работы захватили и Итальянскую улицу. Ей тоже досталось новое мощение, а во дворе дома № 29 зажурчало нечто вроде «Фонтана слез». Но и его теперь больше не слышно.
  Почти полвека не работают два пристенных фонтана, украшающих фасады особняка Демидовых на Большой Морской, 43. Здание (памятник архитектуры) между тем занимает небедная организация – Балтийский банк.
  Два металлических фонтана в Румянцевском саду, созданные по проекту архитектора Ковригина в 1860-х годах, в наше время ремонтировали не единожды – в 1986–1989-м, в 2002 году. Но сейчас они снова бездействуют.
  Не работает и отреставрированный фонтан в центре сада Зимнего дворца (против западного его фасада), созданный в 1897 году по проекту архитектора Рейнгольда Шмелинга. Вместо живительной прохлады сад заполняется едким дымом от приготавливаемых в расположившемся неподалеку уличном трактире шашлыков.
  Обезображенную в ходе последней «реконструкции» Сенную площадь решили, видно, скрасить еще одной поилкой для лошадей XIX века, идущей в комплекте с имитацией тележных колес, – ее сняли с Пулковских высот. Но насильно пересаженный на новое место фонтан не смог, видно, здесь прижиться – так и не работает.
  Фонтан на Большой Московской улице появился метрах в двадцати за спиной застывшего Достоевского. Задумывалось, что по стеклянному мостику, перекинутому над фонтаном, молодожены будут проходить под каскадом струй – на счастье. Но эта примета нынче не в чести, ибо заглох и сам фонтан. Нацеленным на улучшение демографической ситуации парам остается лишь вдохновляться выложенным гранитной плиткой орнаментальным рисунком, изображающим известный с античных времен символ плодородия. Злые языки, правда, утверждают, что попираемый ногами фаллос символизирует высокую степень эмансипации городской власти, во времена которой сей «свадебный» фонтан и возник.
  Пока же питерские фонтаны переживают период большой засухи, источник народного словотворчества не иссякает. Так, плавучий фонтанный комплекс у Стрелки Васильевского острова обогатил городской фольклор названием «Омытые деньги». А застывшие часы-фонтан на Малой Садовой получили прозвище «Вечность».

Сергей ЛЕБЕДЕВ, историк, краевед