Выборг, железнодорожная, 11, до востребования…
«Не хотелось бы, но, наверное, до скорого…» – так прощался с потрясенными горожанами один из сотрудников МЧС, принимавший участие в разборке завалов дома, рухнувшего в Выборге в ночь с 8 на 9 октября. «Как это до скорого?» – встрепенулась не на шутку испуганная пожилая женщина. «Ну мы же профессионалы, все видим, все понимаем. У вас тут половину центра города нужно срочно расселять…» Эти слова спасателя, разнесенные сарафанным радио по всему Выборгу, произвели сильное впечатление на жильцов аварийных домов. Да и кто бы остался спокойным, ложась спать, укладывая детей и сознавая при этом, что едва ли не каждую ночь может случиться непоправимое.
Катастрофа в Выборге, случившаяся ночью 9 октября («Новая» уже рассказывала об этом), унесла жизни семи жильцов, включая грудного младенца, и сделала бездомными более сотни людей. Всего в рухнувшем подъезде дома 11 по Железнодорожной улице было зарегистрировано около 20 человек, фактически проживало более 30, а во всем доме – теперь расселенном – было зарегистрировано 107 человек, но на деле проживающих было больше. Квартиры были в основном неблагоустроенные, коммунальные. Люди жили по большей части не избалованные вниманием властей.
Официальная версия катастрофы – обвал одного подъезда дома вследствие незаконной перепланировки жильцами одной из квартир. Правда, найти доказательства этой версии или убедительно опровергнуть ее сейчас уже очень трудно. Руины разобраны, мусор отвезен на свалку, вещественные доказательства, таким образом, уничтожены.
Однако обрушение из-за перепланировки квартиры – это лишь официальная версия. Причем такая, которая позволяет представителям всех уровней власти, так или иначе отвечающих за состояние дома (начиная от выборгского мэра Осипова, главы Выборгского района Патраева и заканчивая губернатором Ленинградской области Сердюковым), счастливо для себя избежать какой бы то ни было ответственности. Что весьма кстати, учитывая тот факт, что Ленинградская областная прокуратура возбудила уголовное дело (вначале по статье 293 «халатность», затем дело было переквалифицировано на статью 109 «причинение смерти по неосторожности»).
Впрочем, помимо широко распространенной «перепланировочной» версии, есть и иные, больше подходящие по фактуре к уже упоминавшейся халатности.
Сегодня часть жильцов злополучного дома 11 по Железнодорожной улице Выборга предпочитает, несмотря на неудобства и тесноту, жить у родственников, а не в отеле «Выборг-Карелия», щедро предоставленном для пострадавших сразу после трагедии. Людей насторожили слухи о том, что из компенсации в 100 тысяч рублей, выделенной областным правительством, часть денег будут удерживать за проживание в гостинице.
Всю неделю после трагедии ежедневно в 10–11 утра и в 5 вечера в холле гостиницы с пострадавшими встречались представители власти.
В пятницу тринадцатого октября вечером мы побывали на одной из таких встреч. От администрации пришел замглавы Выборгского района по социальным вопросам Щур. Он заметно нервничал, а люди, заселенные в дешевые номера отеля, открыто высказывали свои претензии. Один из жильцов решил во избежание дальнейших разночтений записывать все обещания и посулы представителей власти на бытовую видеокамеру. Однако на представителей власти в лице того же Щура это произвело негативное впечатление. Разразился скандал, и видеозапись так и не была сделана.
Больше всего людей волнует неопределенность их ближайшего будущего. Тем более что гостиница – пристанище ненадежное. Поскольку «Выборг-Карелия», с точки зрения городского руководства, «слишком дорогая», лишившимся крова людям предложили переселиться в поселок Советский, в двадцати пяти километрах от Выборга. В ответ на возражения: «Мы же здесь работаем, дети здесь учатся» – им говорят, что денег на оплату гостиничных номеров нет…
Нервничающие люди не особенно доверяют выборгским чиновникам. «Мы хотим, чтобы к нам кто-то приехал и помог договориться с нашими властями, потому что мы с ними без чужой помощи сами не разберемся», – так говорят выборжане.
Так почему же все-таки рухнул дом? В чем причина – не официальная, удобная властям, – а подлинная причина трагедии, случившейся в Выборге? Вот любопытный документ, который может пролить свет на некоторые существенные детали. Это ответ Госжилинспекции Ленинградской области на письмо жильцов нескольких квартир того самого дома по Железнодорожной, 11. Датирован он 10 сентября 2004 года, то есть еще за два года до трагедии:
«Уважаемые жильцы дома № 11!
Госжилинспекция ЛО сообщает, что письмо Ваше рассмотрено совместно с МУ «Служба заказчика» г. Выборга. Актами межведомственной комиссии при администрации МО «Выборгский район» № 402 от 16.10.98 № 616 от 04.10.99, № 80 от 10.07.02, № 2 от 03.03.04 квартиры 5, 7, 22, 13 ввиду вредного воздействия факторов обитания признаны непригодными для постоянного проживания.
В соответствии с п. 13 «положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для постоянного проживания», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.03 № 552, администрация МО «Выборгский район ЛО» должна принять решение о Вашем отселении с предоставлением другого жилья.
В противном случае за Вами остается право решить этот вопрос в суде гор. Выборга.
<…> И.о. начальника Госжилинспекции ЛО Е. И. Апатин».
То есть еще тогда, два года назад, дом был признан непригодным для жилья. Понятно, что за прошедшие с того времени годы его состояние не улучшилось. Словом, то, что случилось ночью 9 октября, – вовсе не случайность. Случайность скорее то, что этого не произошло раньше.
Вячеслав КОЧНОВ, Инна РАЖНОВА,
Выборг – Санкт-Петербург
Фото авторов
Между тем
Старейший депутат Законодательного собрания Ленинградской области Петр Гройзман, не надеясь на местные власти, обратился напрямую к российскому президенту. В своем гневном письме он сообщает, что, по его мнению, национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в Ленинградской области полностью провален. Ответственность за это депутат возлагает на губернатора Валерия Сердюкова. А в заключительной части послания говорит о том, что катастрофа в Выборге, по его мнению, была не случайна. Она якобы явилась результатом насаждения в Ленинградской области «политики пренебрежительного отношения к нуждам людей». Итог таков: депутат призывает президента досрочно снять Валерия Сердюкова с поста губернатора Ленинградской области.
Кстати
По заявлению губернатора Валерия Сердюкова, в Ленинградской области 240 домов числится в реестре аварийного жилья. Из них только в Выборгском районе таких ветхих домов (по состоянию аналогичных рухнувшему) – одиннадцать. Эти дома, по словам губернатора, ремонту не подлежат. У них одна судьба – расселение и снос. Иначе говоря, живущие там люди вынужденно играют в такую своеобразную «русскую рулетку» – упадет – не упадет, проснусь – не проснусь с утра живым-здоровым.