Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Россия – самый большой в мире памятник свободе

6 ноября 2006 10:00

Россия сбилась с пути. Это если не осознает, то ощущает, наверное, каждый россиянин. Несмотря на некоторые успехи в экономике и социальной сфере, все понимают, что устойчивого развития нет. И это не случайность. Не может быть устойчивого развития и даже будущего у государства, народ которого пребывает в плену мифов и стереотипов о самом себе. Большинство граждан страны верят в сказки о фатальной неспособности россиян к демократии и неприемлемости для нас европейского образа жизни, о необходимости выбора между свободой личности и целостностью государства. Не менее популярны и басни о том, что наш народ испытывает неодолимую потребность поклоняться барину, царю или президенту и не способен жить без контролирующей его сильной руки, что русские путают свободу с вседозволенностью. А порождающий оборонное сознание миф о том, что на Россию всегда нападали, что она всегда была окружена врагами, мешающими ее развитию, вообще воспринимается как аксиома. Эти мифы и стереотипы очень стойки, но противоречат реальности. История нашего народа говорит об их несостоятельности. Так не пора ли очистить от них наше сознание и понять, кто мы на самом деле и какой путь развития нам действительно необходим? Надеемся, что цикл статей «Мы – европейцы» поможет в этом.



Вы не задумывались о том, почему Россия – самая большая страна мира?
Почему именно русские, как никто другой, стремились осваивать новые территории? Что гнало наших предков вдаль от насиженных родных земель?
Уж точно не скудость этих земель, которые были богаче многих. И не высокая плотность населения – просторов на Руси всегда хватало.
Русские бежали от собственной власти, от ее опеки!
Лев Толстой писал: «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть». А казаки – это и есть беглые от власти люди. И освоенные ими территории, гигантские размеры России – это самый большой в мире памятник свободолюбию народа.
И, кстати, самое наглядное подтверждение того, что русские по своей культуре и менталитету – не азиаты и не полуазиаты, как нас сегодня пытаются убедить, а самые настоящие европейцы. Потому что только европейцы демонстрировали массовое рвение в освоении новых земель по личной инициативе, а не по приказу власти. Ни один из народов сформировавшихся азиатских государств не совершил ничего подобного.
Ни китайцы, ни японцы не освоили наш Дальний Восток. Хотя по природно-климатическим условиям он гораздо благоприятнее для жизни, чем многие земли коренного Китая, и гораздо просторнее островов Японии. К тому же от этих азиатских стран до Дальнего Востока рукой подать. Но восточные народы не променяли жизнь под властью своих императоров на превратности судьбы свободных искателей лучшей доли. В этом отличие восточного менталитета от западного, яркий пример которого продемонстрировали наши предки. Они менее чем за двести лет прошли почти 10 тысяч километров от Волги до Охотского и Японского морей и освоили более четверти Азии, а потом и часть Америки.
При этом свобода для русских – отнюдь не вседозволенность. Казачья вольница – как в стародавние времена, так и сейчас – это не анархия. Это четкий и жесткий порядок. Но порядок демократический, опирающийся на законы, принятые большинством.
И работоспособность при таком демократическом порядке наши соотечественники демонстрировали потрясающую. И были лучшими защитниками российских земель во все века. Не зря Екатерина Великая сохранила казачьи вольности в обмен на обязательства казаков охранять государственные границы.
А вот якобы традиционная лень и разгильдяйство русских проявлялись как раз под властью барина да царя и, по сути, были скрытым протестом против подавления личности. Что же касается законов – не принятых всем миром на общем сходе, а навязанных народу сверху – то обходить их, разворачивать да выворачивать россияне учились веками.
Таким образом, наш народ не просто способен к демократии, а нормально жить, хорошо работать, соблюдать порядок и уважать закон он готов только при демократии.
И это вполне объяснимо. Мы имеем богатые демократические традиции. Именно русские создали первое демократическое государство христианского мира – Новгородскую Республику, положившую начало многим демократическим традициям современной Северной Европы. А казачество донесло русские традиции народовластия до наших дней.
Но почему же тогда формирование гражданского общества в современной России терпит откровенные неудачи? И власть уже заговорила о строительстве какой-то особой демократии для нашего народа, которая и на демократию-то не похожа вовсе.
У нас очень любят поговаривать о том, что Россия – это уникальный сплав Запада и Востока, Европы и Азии. Но если народ ярко демонстрирует свой европейский, западный менталитет, европейские черты своей культуры, то где же Восток? Где же Азия?
А это наша власть.
Именно власть, элиты России являются носителями восточных традиций управления. И это тоже предопределила история.
Мы еще ни разу не упомянули о наследии татаро-монгольского ига, которое якобы превратило наш народ в рабов. Как было показано выше, против этого ига русское свободолюбие устояло.
Но не устояла власть. Слишком заманчивыми оказались для нее прелести жизни восточных правителей. Слишком выгодной была для московских князей возможность «объединения» русских земель под собственной властью при помощи любезно предоставленных ордой татарских войск. Слишком естественно после сближения с ордынцами было копирование московской знатью азиатского стиля управления подданными.
Не удивительно, что в последующие века европейский по культуре русский народ разбегался от своей азиатской власти в разные стороны. Причем так же, как российский народ пронес через время традиции свободолюбия, свое восточное лицо российская власть сохранила до наших дней.
Правда, в петербургский период истории нашей страны происходило постепенное сближение менталитета власти с европейским менталитетом народа. Но после переноса столицы в Москву все вернулось на круги своя.
Наглядный пример этого – восточное отношение российской элиты к любым инициативам президента. Их почти единогласное «одобрямс» свидетельствует о том, что они привыкли относиться к лидеру государства как к богу, который не может ошибаться. А партия власти до сих пор считает, что вся ее идеология вполне может быть исчерпана словами: «Мы с президентом!»
В европейской политике любые предложения руководителя – это тема для критических обсуждений. А вот безропотное одобрение любых инициатив лидера свойственно именно классической азиатской системе управления (кстати, в современном мире она крайне редка).
Восточное сознание наших чиновников проявляется и в том, как в общении с рядовыми гражданами представители власти считают себя выше законов и часто не утруждаются их исполнением. Такой подход как минимум не вполне нормален для Европы. В Германии еще в эпоху монархии верховный правитель не смог заставить обычного крестьянина снести мельницу, портившую кайзеру вид из дворца. Эта мельница стоит до сих пор как памятник немецкому правосудию, его справедливости и непредвзятости. Можно ли представить подобную историю в России?
Таким образом, Россия – это страна с европейским народом, томящимся под игом азиатской власти.
В этом и есть корень многих наших проблем. Ведь, как говорили классики, Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда. Вот наш западный, европейский народ, образно говоря, и не может встретиться со своей восточной, азиатской властью.

Евгения ЦВЕТКОВА, Николай КОРОЛЬКОВ,политологи