Легко ли быть молодым
С 8 по 22 ноября в Петербурге пройдет ретроспектива лауреата Берлинале-2006, обладателя «Серебряного медведя» и приза Федерации кинопрессы немецкого кинорежиссера Ханса-Кристиана Шмида «Быть молодым». Это очередная программа FilmForum совместного проекта Гете-института и Петербургского Музея кино.
Режиссер Шмид
Ханс-Кристиан Шмид в прошлом году перешагнул свой четвертый десяток. Этот режиссер-документалист, выпускник Мюнхенской высшей школы кино и телевидения остается ревностным приверженцем фактов, даже снимая игровое кино. Актеры у него становятся соучастниками реальности, а она, в свою очередь, перевоплощается в лицедейство – вполне по законам искусства.
Практически все шмидовские работы основаны на реальных событиях. В этом Шмид следует традиции гениального Райнера Вернера Фассбиндера. Разница только в том, что герои Фассбиндера взрослеют от фильма к фильму вместе со своим создателем. Шмид же с маниакальным упорством пристально вглядывается в жизнь тех, кто только что шагнул из детства в юность, начал искать себя, но еще не утвердился. На этом рубеже наиболее остро проявляются социально-психологические проблемы самих молодых людей и окружающего их общества. Время «разбрасывания камней» объединяет всех героев шмидовских картин – от неуживчивого Бенджамина из фильма «Crazy» до католички Михаэлы из «Реквиема».
Первый же полнометражный игровой фильм режиссера «После пяти в джунглях» (1995) принес ему широкую известность, а исполнительница роли Анны – Франка Потенте с легкой руки Ханса-Кристиана стала кинозвездой. Российскому зрителю она знакома по фильму Тома Тыквера «Беги, Лола, беги» (1998). Там хрупкая девушка в кожаной куртке, мини-юбке и солдатских бутсах сначала становится спасительницей любимой отцовской джазовой пластинки с Телониусом Монком, потом спасительницей своего любимого, а потом и вовсе героиней всего евросоюзовского времени и пространства.
Алексей НЕДВИГА