Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

На дне

20 ноября 2006 10:00

До конца ноября в Финляндии должно быть принято окончательное решение по проекту прокладки подводного кабеля от Ленинградской атомной станции до полуострова Муссало близ финского города Котка. Планируется, что оттуда электроэнергия по существующим энергосетям будет передаваться в Швецию, которая намерена покупать около 6% годовой потребности ее индустрии.

Зеленые против прокладки энергокабеля по дну Балтийского моря




Атомная карта Балтики.
В Западной части Балтийского региона отказываются от АЭС (треугольники с точкой – остановленные блоки). А на Востоке продлевают эксплуатацию отработавших свой ресурс энергоблоков (серые треугольники) и планируют строительство новых (белые). В то же время Запад планирует покупать атомную энергию на Востоке. То есть радиоактивные риски и мусор хотят переместить из одного угла Балтийской «коммуналки» в другой. Что не решит проблемы безопасности и чистоты в нашем общем доме – Балтийском регионе.


Планам по продаже электроэнергии, вырабатываемой Ленинградской атомной, уже больше десятка лет. Компания проектоустроитель – ОАО «БалтЭнерго» – была создана еще в 1998 году. Именно тогда ГУП «Ленин-градская атомная станция им. В. И. Ленина» и концерн «Росэнергоатом», владеющий на сегодня 20% акций «Балт-Энерго», решили основательно взяться за разработку идеи. И хотя стоимость проекта оценивается в 300 миллионов долларов, по оценкам Минпромэнерго, он должен окупиться за 6–9 лет. При этом часть прибыли будет направлена на строительство новых замещающих мощностей.
Саму идею вряд ли можно назвать технически сложной. Кабель мощностью 1000 МВт соединит открытое распределительное устройство Ленинградской АЭС, что в деревне Керново, с финской энергосистемой, пройдя по морскому дну 150 км. На российском и финском берегах для этого будут сооружены две конверторные станции. Вот, собственно, и все. Передача же российских киловатт в Швецию – забота финнов.
Вот уже больше года активно действует межведомственная рабочая группа, организованная Минпром-энерго России (Приказ №228 от 18.08.2005), в которую вошли правительственные чиновники, эксперты из Москвы, а также Григорий Двас – вице-губернатор Ленинградской области и Дмитрий Машковцев – директор ОАО «БалтЭнерго». А предложение о реализации проекта направлено российскому премьеру и президенту.
Однако, несмотря на то что у купели проекта стояли чиновники правительственного уровня – люди юридически грамотные, – он оказался болен все той же болезнью: родился кулуарно и начинает осуществляться, что называется, втихомолку.
– При подготовке технического задания по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта не проводились консультации с общественностью, как того требует Положение об ОВОС, – заявляет председатель общественной организации «Зеленый мир» Олег Бодров. – Не проводилось общественных слушаний с участием общественности государств, которые будут испытывать воздействие от его реализации. Не проходил проект и государственной экологической экспертизы РФ, как того требует закон.
Несоблюдение российским бизнесом законодательства – беда национального масштаба. Впрочем, у зеленых вопросы вызывает не только законопослушание инвесторов проекта.
Фактически на Скандинавию будет работать один энергоблок РБМК-1000 ЛАЭС. (Что при дефиците электроэнергии, о котором сейчас все говорят, по меньше мере странно.) При этом во временных хранилищах отработавшего ядерного топлива ЛАЭС, что находятся в сотне метров от берега Финского залива, будут накапливаться десятки тонн новых партий ядерных отходов. Ведь до сих пор проблема переработки и утилизации ОЯТ в России кардинально так и не решена! Другими словами, экспорт «чистого» атомного электричества по сути эквивалентен импорту в Россию ядерных отходов. Согласятся ли с таким раскладом жители побережья Финского залива?
Утилизация и хранение ОЯТ не включена в стоимость киловатт-часа электроэнергии. Как, впрочем, и процедура вывода отработавших блоков из эксплуатации. По крайней мере, в специальном фонде, контролируемом Росатомом, не происходит накопления ресурсов на эти цели. Вот почему киловатт российского «мирного атома» столь дешев! Что и привлекает западных покупателей.
Но оправданна ли такая дешевизна с точки зрения ядерной безопасности?
Кроме того, как утверждают защитники природы, проект будет способствовать дальнейшему продлению эксплуатации на ЛАЭС самых старых в мире реакторов чернобыльского типа, уже выработавших свой 30-летний ресурс. Они, по мнению многих экспертов, имеют ряд неустранимых конструктивных недостатков. Такие реакторы, как не отвечающие современным стандартам безопасности, либо остановлены, как три энергоблока на Украине, либо находятся в стадии вывода из эксплуатации, подобно двум энергоблокам в Литве.
– Проект экспортного кабеля нельзя рассматривать исключительно как российско-финское двустороннее решение, – продолжает Олег Бодров. – Он дает экономическое преимущество производителям с более низким уровнем стандартов экологической безопасности. Что может привести к снижению общего уровня экологической безопасности на Северо-Западе России и во всем Балтийском регионе.
Зеленые сообщили о том, что направили правительствам России, Финляндии и Швеции обращения с призывом не осуществлять запланированное строительство подводного кабеля по дну Финского залива.

Лина ЗЕРНОВА
Карту предоставила экологическая организация «Зеленый мир»