Станция зима
К концу ноября перед руководством Октябрьской железной дороги (ОЖД) обозначилась проблема: объяснить, по какой причине переносятся сроки ввода в строй первой в городе зональной станции пригородного сообщения – Рыбацкое. И почему там замедлилось строительство так называемого комплекса обслуживания пассажиров (КОП). По планам он должен быть закончен к декабрю этого года. Теперь же речь идет о расплывчатом «начале» года следующего. Железная дорога с задачей справилась: основным виновником назначен рост цен на стройматериалы. Что, в общем, вполне соответствует действительности. На самом деле, инфляция и строительный бум привели к тому, что материалы подорожали (рост цен составил от 30 до 150 процентов по разным позициям). Впрочем, еще год назад инвесторы, финансировавшие проект, признавали, что сдать комплекс в срок будет невозможно. Начало строительства затянулось по вине городских властей.
Идея создания зональной станции, которая могла бы оттянуть на себя пригородные электрички с перегруженного Московского вокзала, родилась еще в 80-е годы, как теперь принято говорить, прошлого века. Однако реальные черты в виде конкретного проекта с эскизом будущего вокзального помещения станция стала обретать лишь в начале 2000-х годов. Для реализации пилотного проекта создания первой городской зональной станции Рыбацкое было выбрано не случайно. С одной стороны, это динамично развивающаяся часть Невского района, население которого прибывает год то года. С другой стороны, здесь же конечная станция 3-й линии петербургского метро «встречается» с железнодорожной. Через Рыбацкое добираются до дома и работы жители пригородов, расположенных на юго-восточных подступах к городу: здесь швартуются маршрутки в Никольское, Понтонный, Усть-Ижору, Колпино. Через этот стык проходят ежедневно сотни тысяч человек, а когда начинается дачный сезон – поток увеличивается многократно.
Предпроектные документы нового комплекса с четким его описанием и даже рисунками поступили к районным властям еще 2003 году. Было получено добро от Ленэнерго и Водоканала на подключение к их сетям. А в начале 2005 года был согласован землеотвод для строительства. После чего территория рядом со станцией метро и железнодорожной станцией Рыбацкое уже не могла быть использована по другому назначению. Но строительство все не начиналось. Районные власти никак не могли разобраться с многочисленными арендаторами, построившими здесь свои торговые точки. Именно это стало камнем преткновения.
Пришлось подключаться городским властям. В октябре прошлого года Валентина Матвиенко после осмотра владений главы администрации Невского района Владимира Хренова осталась весьма недовольна увиденным. Особенно состоянием торговых зон в районе станций метро «Рыбацкое» и «Улица Дыбенко». Губернатор даже принародно пригрозила Хренову увольнением, если «рассадники нецивилизованной торговли» не будут убраны в течение двух недель.
Через неделю в Рыбацком появились «ликвидаторы», а через месяц территория приобрела безжизненный вид пустынной площадки, окруженной бетонными заграждениями. (Правда, устояли два торговых центра – видимо, хозяева сумели как-то договориться с властями.) Впрочем, Владимиру Хренову исполнительность на пользу не пошла – его все равно уволили.
И вот с конца прошлого года началось строительство комплекса обслуживания пассажиров. Ведется оно группой инвесторов, которых привлекла ОЖД. По словам представителя одной из компаний, сроки хотя и сдвинулись, но в начале следующего года будут сданы первые две части (два этажа) комплекса. А полностью он будет завершен в середине следующего года.
На первом этаже разместятся железнодорожники с их излюбленной АСКОП (автоматизированной системой контроля оплаты поездок). Такие уже установлены на вокзалах города и не позволяют выходить на платформу без билета. Второй и третий этажи будут принадлежать инвесторам, и что там разместится, пока сказать сложно. Ясно, что столь привлекательное баснословно людное место не обойдут вниманием торговые фирмы…
Весной и летом работа на стройке кипела буквально круглые сутки. Однако к концу осени ситуация изменилась. Стройка почти замерла. Сейчас в основном идет доделка пешеходного перехода над путями, который должен стать для строителей отчетным на данном этапе.
Конечно, рост цен, надо полагать, внес свою лепту в то, что сроки оказались сорваны. Но вот тут же, рядом со станцией, несмотря ни на какие цены, идет строительство крупных торговых комплексов. И на темпы их возведения удорожание стройматериалов никак не подействовало. Получается, дело все же чем-то другом?
Андрей ДАВЛИЦАРОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС