Намыв пошел в рост
Из территорий, создаваемых на западе Васильевского острова, можно извлечь втрое больше пользы, чем предполагалось вначале. К такому выводу пришли проектировщики компании Company Gensler и руководители управляющей компании «Морской фасад», представившие Градостроительному совету проект планировки будущих кварталов. В соответствии с проектом здесь предстоит построить 3 миллиона 300 тысяч квадратных метров жилья и 1 миллион 800 тысяч квадратных метров офисных помещений: втрое больше, чем планировалось ранее.
На намывных территориях на Васильевском острове планируют построить втрое больше жилья и офисов, чем намечалось
По словам советника президента компании «Морской фасад» бывшего главного архитектора Петербурга Олега Харченко, цифры, которые приводились два года назад, были приблизительными. Впрочем, стоит отметить, что два года назад планы строительства жилья на намыве вообще не афишировались.
В сентябре 2004 года речь шла исключительно о строительстве терминала на намывном острове. Тогда, выступая на общественных слушаниях, «Морской фасад» обещал жителям благоустроить набережную и оборудовать пляж. Через полгода выяснилось, что остров «вырос» до 450 га, и помимо порта на нем появятся жилые кварталы и офисы, где будут жить 27 тысяч и работать 38 тысяч человек. Жители острова, особенно западной его части, начали роптать, но Валентина Матвиенко незамедлительно заявила, что от соседства с портом стоимость их жилья лишь возрастет, а новый терминал Петербургу необходим.
Однако стоит отметить, что необходимость строительства жилых кварталов на намыве губернатор и ее подчиненные никак не аргументировали. Лишь однажды начальник управления Комитета по градостроительству и архитектуре Александр Березкин заявил, что это – чисто коммерческий проект, в котором город никак не участвует. Да глава администрации Василеостровского района Александр Исаев, выступая на общественных слушаниях, заявил, что Петербург должен красиво смотреться с моря, а существующий фасад как-то не сложился, поэтому нужен новый. Во всех остальных случаях разговоры о намыве сводились к разговорам о порте. Именно под терминал и «сопутствующую инфраструктуру» правительство РФ передавало Петербургу принадлежащие Федерации водные территории. И на генеральном плане они обозначены как зона «общественно-деловой застройки», где, как считает ряд экспертов, строить жилье вообще нельзя.
Потом Законодательное собрание с подачи администрации приняло программу выкупа портовых сооружений – в соответствии с ней Питер обязуется вернуть инвестору потраченные на строительство терминала деньги, причем с процентами. Матвиенко объявила программу «чрезвычайно выгодной для города», хотя представители оппозиции утверждают, что для города было бы как раз выгоднее финансировать терминал напрямую – ведь в этом случае можно было бы контролировать расходование средств.
Управляющая компания оценила стоимость порта в 6,1 миллиарда рублей: правительство города приняло эту цифру на веру и согласилось выплатить еще почти миллиард сверху. При отсутствии свободных денег можно было провести заем у любого банка, а не обращаться к «стратегическим ростовщикам» – так злые языки окрестили «Морской фасад». Однако большинство депутатов, прежде всего единороссы, губернатора поддержали. После этого инвестор представил градостроительному совету проект планировки…
По мнению члена Градостроительного совета архитектора Игоря Солодовникова, планировка сделана весьма крепко и профессионально. Правда, другой член совета, председатель регионального отделения ВООПиК Владимир Лисовский, оценивает ее более критично. По его словам, намыв изобилует не свойственными питерской архитектуре вертикалями. «Как и в случае с «Газпром-Сити», нам предлагают строить небоскребы, хотя, конечно, не такие высокие», – отмечает он. (Кстати, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский уже предложил перенести «кукурузу» на намывные территории). Кроме того, по мнению Лисовского, проект лишен какого бы то ни было своеобразия – такой квартал можно построить в любом городе.
«Морской фасад» отказался от первоначальной идеи отвести северную зону намыва под малоэтажную застройку. Теперь там предполагается деловая зона с искусственным островом, который уже окрестили «нашим Манхэттеном». «Нам показали Манхэттен и Даун-таун, – говорит Лисовский. – Но то, что хотят построить, должно стать морским фасадом Петербурга, а не Нью-Йорка». Солодовников, впрочем, с оценками коллеги не согласен. «Я думаю, что «продлевать» старый Петербург бессмысленно – подобные попытки обречены на провал», – говорит он.
Выступая на одном из недавних круглых столов, Олег Харченко утверждал, что на намывных территориях мог бы появиться российский аналог парижского Дефанса. Или, если угодно, Новый Петербург, за создание которого выступает Пиотровский, – район, где возможны самые смелые архитектурные эксперименты. «Это не должна быть чисто деловая зона, где жизнь замирает с окончанием рабочего дня, – опыт других стран показал, что в подобных районах должно быть и жилье, и развлекательная инфраструктура», – уверен Харченко.
Проект планировки намыва полностью соответствует пожеланиям экс-главного архитектора. В соответствии с ним жилые дома вторгаются в деловую северную зону, а офисы – в жилую южную. И повсюду запланированы высотки, объемные характеристики которых еще не уточнялись и проекты не прорабатывались: архитекторам будет где развернуться. Впрочем, жителей Васильевского острова вряд ли заинтересуют градостроительные дискуссии: их волнует совсем не это…
В Смольном утверждают, что против намыва выступают исключительно те, кому он может испортить вид из окон. На деле недовольных куда больше, и по мере «корректировки планов» управляющей компании их число будет увеличиваться. Согласно проекту планировки в новых кварталах поселятся уже не 27, а 103 тысячи человек. А троекратное увеличение офисных площадей неизбежно приведет к росту числа работающих – как минимум до 100 тысяч. Все эти люди не будут постоянно сидеть на острове – им потребуется свободный выезд на «большую землю».
«Морской фасад» обещает, что рядом с новым кварталом появятся две новых станции метро, но в данном случае эти обещания мало чего стоят, потому что строительство метрополитена финансируется на федеральные средства. Пресс-секретарь управляющей компании Татьяна Юрьева говорит, что связанные с этим вопросы будут решаться после утверждения проекта планировки. Сами руководители компании признают, что с питерскими транспортниками переговоров не вели и что на первом этапе единственным способом добраться до нового квартала будет автомобиль. Но автомобилю надо по чему-то ездить!
Представители «Морского фасада» уповают на Западный скоростной диаметр. Но, во-первых, сроки его строительства неизвестны. Ясно лишь, что это произойдет значительно позже планового пуска пассажирского терминала. Значит, в ближайшие годы тысячи туристов из нового порта придется возить по перегруженным магистралям острова – через мосты, которые и сегодня захлебываются от транспортного потока. А во-вторых, ЗСД будет платной дорогой, и вряд ли даже вполне обеспеченные люди захотят пользоваться ею ежедневно. Таким образом, после окончания строительства новых кварталов нагрузка на транспортную сеть неизбежно возрастет – вне зависимости от того, достроят к этому времени диаметр или нет.
Не менее сложен вопрос с инженерной инфраструктурой. Разрабатывая концепцию развития западной части Васильевского острова, летом прошлого года утвержденную городским правительством, представители «МФ» доказывали принципиальную возможность обеспечить новые кварталы водой и канализацией без строительства новых водонапорных башен и очистных сооружений. Сохранится ли эта возможность сегодня, когда число обитателей намыва предполагается увеличить втрое? Госпожа Юрьева говорит, что вопрос находится в стадии проработки.
О том, что мощности действующей на острове ТЭЦ исчерпаны, было известно изначально – в своей концепции «Морской фасад» говорит о необходимости строительства еще одной, «работающей на газе». Вроде бы принципиальная договоренность об этом достигнута. Но известно, что пуск второго блока Северо-Западной ТЭЦ омрачило известие о том, что Газпром отказался увеличивать объемы газа, поставляемые в регион. Руководители ТЭЦ еще выражают надежду, что «газовщики сделают шаг навстречу», но, по мнению экспертов, шансов на это практически нет. И для того, чтобы запущенный с помпой энергоблок продолжал работать, придется «перераспределить лимиты», то есть оставить без топлива какую-либо другую станцию. В любом случае от «принципиальной договоренности» до пуска – дистанция огромного размера: очевидно, что в ближайшую пятилетку новую ТЭЦ не построят.
Наконец, не решен вопрос с социальной инфраструктурой. Никто не рассчитывал, сколько школ, поликлиник, детских садов и больниц надо будет построить в новых кварталах. И сколько на это потребуется денег, тоже никто не считал. Больше того. Втрое увеличив объемы жилищного строительства, авторы проекта оставили объемы «общественных сооружений» на прежнем уровне. То есть дефицит социальных объектов заложен в проект. Или управляющая компания убеждена, что будущие жители намывных территорий станут лечиться исключительно в платных клиниках, а своих детей будут учить в школах за рубежом?..
…Татьяна Юрьева говорит, что «освоение намыва растянется на долгие годы»: мол, не стоит волноваться, к тому времени, когда дома будут построены и заселены, все вопросы как-нибудь разрешатся. Но, выступая на Градостроительном совете, руководители компании утверждали, что работы будут вестись одновременно по всему фронту, чтобы новая часть острова как можно скорее приобрела законченный вид. С точки зрения управляющей компании, действительно лучше распродать все участки поскорее – чтобы не платить городу аренду. С точки зрения туристического бизнеса – квартал, куда прибывают суда, надо заканчивать поскорее. С точки зрения василеостровцев – как старых, так и новых – это обернется катастрофой.
Предотвратить эту катастрофу может только Градостроительный совет, который 22 декабря будет оценивать проект. А ускорить может «Единая Россия», которая уже объявила намыв своим партийным проектом.
Васильевский остров, сентябрь 2006
По словам советника президента компании «Морской фасад» бывшего главного архитектора Петербурга Олега Харченко, цифры, которые приводились два года назад, были приблизительными. Впрочем, стоит отметить, что два года назад планы строительства жилья на намыве вообще не афишировались.
В сентябре 2004 года речь шла исключительно о строительстве терминала на намывном острове. Тогда, выступая на общественных слушаниях, «Морской фасад» обещал жителям благоустроить набережную и оборудовать пляж. Через полгода выяснилось, что остров «вырос» до 450 га, и помимо порта на нем появятся жилые кварталы и офисы, где будут жить 27 тысяч и работать 38 тысяч человек. Жители острова, особенно западной его части, начали роптать, но Валентина Матвиенко незамедлительно заявила, что от соседства с портом стоимость их жилья лишь возрастет, а новый терминал Петербургу необходим.
Однако стоит отметить, что необходимость строительства жилых кварталов на намыве губернатор и ее подчиненные никак не аргументировали. Лишь однажды начальник управления Комитета по градостроительству и архитектуре Александр Березкин заявил, что это – чисто коммерческий проект, в котором город никак не участвует. Да глава администрации Василеостровского района Александр Исаев, выступая на общественных слушаниях, заявил, что Петербург должен красиво смотреться с моря, а существующий фасад как-то не сложился, поэтому нужен новый. Во всех остальных случаях разговоры о намыве сводились к разговорам о порте. Именно под терминал и «сопутствующую инфраструктуру» правительство РФ передавало Петербургу принадлежащие Федерации водные территории. И на генеральном плане они обозначены как зона «общественно-деловой застройки», где, как считает ряд экспертов, строить жилье вообще нельзя.
Потом Законодательное собрание с подачи администрации приняло программу выкупа портовых сооружений – в соответствии с ней Питер обязуется вернуть инвестору потраченные на строительство терминала деньги, причем с процентами. Матвиенко объявила программу «чрезвычайно выгодной для города», хотя представители оппозиции утверждают, что для города было бы как раз выгоднее финансировать терминал напрямую – ведь в этом случае можно было бы контролировать расходование средств.
Управляющая компания оценила стоимость порта в 6,1 миллиарда рублей: правительство города приняло эту цифру на веру и согласилось выплатить еще почти миллиард сверху. При отсутствии свободных денег можно было провести заем у любого банка, а не обращаться к «стратегическим ростовщикам» – так злые языки окрестили «Морской фасад». Однако большинство депутатов, прежде всего единороссы, губернатора поддержали. После этого инвестор представил градостроительному совету проект планировки…
По мнению члена Градостроительного совета архитектора Игоря Солодовникова, планировка сделана весьма крепко и профессионально. Правда, другой член совета, председатель регионального отделения ВООПиК Владимир Лисовский, оценивает ее более критично. По его словам, намыв изобилует не свойственными питерской архитектуре вертикалями. «Как и в случае с «Газпром-Сити», нам предлагают строить небоскребы, хотя, конечно, не такие высокие», – отмечает он. (Кстати, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский уже предложил перенести «кукурузу» на намывные территории). Кроме того, по мнению Лисовского, проект лишен какого бы то ни было своеобразия – такой квартал можно построить в любом городе.
«Морской фасад» отказался от первоначальной идеи отвести северную зону намыва под малоэтажную застройку. Теперь там предполагается деловая зона с искусственным островом, который уже окрестили «нашим Манхэттеном». «Нам показали Манхэттен и Даун-таун, – говорит Лисовский. – Но то, что хотят построить, должно стать морским фасадом Петербурга, а не Нью-Йорка». Солодовников, впрочем, с оценками коллеги не согласен. «Я думаю, что «продлевать» старый Петербург бессмысленно – подобные попытки обречены на провал», – говорит он.
Выступая на одном из недавних круглых столов, Олег Харченко утверждал, что на намывных территориях мог бы появиться российский аналог парижского Дефанса. Или, если угодно, Новый Петербург, за создание которого выступает Пиотровский, – район, где возможны самые смелые архитектурные эксперименты. «Это не должна быть чисто деловая зона, где жизнь замирает с окончанием рабочего дня, – опыт других стран показал, что в подобных районах должно быть и жилье, и развлекательная инфраструктура», – уверен Харченко.
Проект планировки намыва полностью соответствует пожеланиям экс-главного архитектора. В соответствии с ним жилые дома вторгаются в деловую северную зону, а офисы – в жилую южную. И повсюду запланированы высотки, объемные характеристики которых еще не уточнялись и проекты не прорабатывались: архитекторам будет где развернуться. Впрочем, жителей Васильевского острова вряд ли заинтересуют градостроительные дискуссии: их волнует совсем не это…
В Смольном утверждают, что против намыва выступают исключительно те, кому он может испортить вид из окон. На деле недовольных куда больше, и по мере «корректировки планов» управляющей компании их число будет увеличиваться. Согласно проекту планировки в новых кварталах поселятся уже не 27, а 103 тысячи человек. А троекратное увеличение офисных площадей неизбежно приведет к росту числа работающих – как минимум до 100 тысяч. Все эти люди не будут постоянно сидеть на острове – им потребуется свободный выезд на «большую землю».
«Морской фасад» обещает, что рядом с новым кварталом появятся две новых станции метро, но в данном случае эти обещания мало чего стоят, потому что строительство метрополитена финансируется на федеральные средства. Пресс-секретарь управляющей компании Татьяна Юрьева говорит, что связанные с этим вопросы будут решаться после утверждения проекта планировки. Сами руководители компании признают, что с питерскими транспортниками переговоров не вели и что на первом этапе единственным способом добраться до нового квартала будет автомобиль. Но автомобилю надо по чему-то ездить!
Представители «Морского фасада» уповают на Западный скоростной диаметр. Но, во-первых, сроки его строительства неизвестны. Ясно лишь, что это произойдет значительно позже планового пуска пассажирского терминала. Значит, в ближайшие годы тысячи туристов из нового порта придется возить по перегруженным магистралям острова – через мосты, которые и сегодня захлебываются от транспортного потока. А во-вторых, ЗСД будет платной дорогой, и вряд ли даже вполне обеспеченные люди захотят пользоваться ею ежедневно. Таким образом, после окончания строительства новых кварталов нагрузка на транспортную сеть неизбежно возрастет – вне зависимости от того, достроят к этому времени диаметр или нет.
Не менее сложен вопрос с инженерной инфраструктурой. Разрабатывая концепцию развития западной части Васильевского острова, летом прошлого года утвержденную городским правительством, представители «МФ» доказывали принципиальную возможность обеспечить новые кварталы водой и канализацией без строительства новых водонапорных башен и очистных сооружений. Сохранится ли эта возможность сегодня, когда число обитателей намыва предполагается увеличить втрое? Госпожа Юрьева говорит, что вопрос находится в стадии проработки.
О том, что мощности действующей на острове ТЭЦ исчерпаны, было известно изначально – в своей концепции «Морской фасад» говорит о необходимости строительства еще одной, «работающей на газе». Вроде бы принципиальная договоренность об этом достигнута. Но известно, что пуск второго блока Северо-Западной ТЭЦ омрачило известие о том, что Газпром отказался увеличивать объемы газа, поставляемые в регион. Руководители ТЭЦ еще выражают надежду, что «газовщики сделают шаг навстречу», но, по мнению экспертов, шансов на это практически нет. И для того, чтобы запущенный с помпой энергоблок продолжал работать, придется «перераспределить лимиты», то есть оставить без топлива какую-либо другую станцию. В любом случае от «принципиальной договоренности» до пуска – дистанция огромного размера: очевидно, что в ближайшую пятилетку новую ТЭЦ не построят.
Наконец, не решен вопрос с социальной инфраструктурой. Никто не рассчитывал, сколько школ, поликлиник, детских садов и больниц надо будет построить в новых кварталах. И сколько на это потребуется денег, тоже никто не считал. Больше того. Втрое увеличив объемы жилищного строительства, авторы проекта оставили объемы «общественных сооружений» на прежнем уровне. То есть дефицит социальных объектов заложен в проект. Или управляющая компания убеждена, что будущие жители намывных территорий станут лечиться исключительно в платных клиниках, а своих детей будут учить в школах за рубежом?..
…Татьяна Юрьева говорит, что «освоение намыва растянется на долгие годы»: мол, не стоит волноваться, к тому времени, когда дома будут построены и заселены, все вопросы как-нибудь разрешатся. Но, выступая на Градостроительном совете, руководители компании утверждали, что работы будут вестись одновременно по всему фронту, чтобы новая часть острова как можно скорее приобрела законченный вид. С точки зрения управляющей компании, действительно лучше распродать все участки поскорее – чтобы не платить городу аренду. С точки зрения туристического бизнеса – квартал, куда прибывают суда, надо заканчивать поскорее. С точки зрения василеостровцев – как старых, так и новых – это обернется катастрофой.
Предотвратить эту катастрофу может только Градостроительный совет, который 22 декабря будет оценивать проект. А ускорить может «Единая Россия», которая уже объявила намыв своим партийным проектом.
Виктория РАБОТНОВА
Фото Александра БАНЬКОВА