Следующая остановка – конечная
Петербургский трамвай обрекают на медленную смерть
Вперед пути нет
Судьба злополучного трамвая на Лиговском проспекте решается с 2003 года. Говорят, что уже тогда в кулуарах Смольного звучали предложения ликвидировать трамвай в центре как «устаревший и громоздкий транспорт». Общественность заволновалась – трамвай пользовался успехом у жителей Центрального района. В частности, 44-м маршрутом можно было доехать от площади Восстания до Расстанной улицы, что особенно удобно для пожилых людей.
Дабы успокоить общественность, в феврале этого года на заседании в Смольном пришли к «разумному компромиссу». В ходе дорожных работ решили демонтировать не все пути на протяжении Лиговского проспекта, а лишь 300 метров – от 2-й Советской улицы до Кузнечного переулка. При этом губернатор Валентина Матвиенко публично заверила, что трамвай с Лиговки не исчезнет.
Почти все городские издания, лояльные к Смольному, тут же расцвели бравурными заголовками вроде: «Трамвай на Лиговке остается!». Однако не все горожане поверили обещаниям властей и бодрым лозунгам СМИ. По мнению активистов общественной организации «Петербуржцы – за общественный транспорт!» (ПзаОТ), демонтаж 300-метрового куска у площади Восстания – фактически начало уничтожения трамвая как вида транспорта в Центральном районе.
– Сейчас чиновники говорят: уберем «каких-то» 300 метров трамвайных путей – мол, горожане и не заметят потери, – рассуждает представитель организации Владимир Федоров. – Но власти «забывают» сказать, что вместе с демонтажом части путей ликвидируется и трамвайная остановка у площади Восстания. Теперь людям, едущим, скажем, до Расстанной, придется идти пешком более километра до следующей остановки, находящейся у станции метро «Лиговский проспект», – то есть около половины пути. Но вряд ли пассажиры, особенно пожилые, станут преодолевать эти трудности. И трамвай сам постепенно отомрет за ненадобностью.
Прежде всего, как считают активисты, с ликвидацией участка путей на Лиговском разрушается межрайонная связь между Центральным, Невским и Красногвардейским районами. Еще недавно от площади Восстания можно было добраться аж до Среднеохтинского проспекта (проездом через 2-ю Советскую, Бакунина, Херсонскую, далее через мост Александра Невского). Сейчас же, чтобы попасть из Центрального района в Красногвардейский, большинство маршрутов будут вынуждены описывать гигантский крюк через… Выборгскую сторону или вообще закрываться. Общая протяженность пути увеличивается в два-три раза. А чтобы трамвай попал из парка на начало маршрута, порой приходится ехать через несколько кварталов. «О какой оптимизации здесь можно говорить?» – недоумевает Владимир Федоров.
Оптимизация или ликвидация?
Первым об оптимизации трамвайного движения заговорил еще вице-губернатор Александр Вахмистров. Смысл его высказываний вполне отражает городскую политику в отношении петербургского трамвая. По мнению Вахмистрова, трамвай следует убрать из центра, сосредоточив его на окраинах города – в спальных районах. При этом необходимо демонтировать треть имеющихся трамвайных путей. Если учесть, что сегодня их протяженность не превышает 530 км, нетрудно подсчитать, что после такой «оптимизации» в городе останется не более 370 км.
Тем не менее в руководстве ГУП «Горэлектротранс» уверены, что у петербургского трамвая есть будущее. Заместитель директора по эксплуатации Екатерина Ковалева говорит, что «вопрос по Лиговке решился более чем положительно», так как здесь будут строить отдельное трамвайное полотно. А информация о сокращении трамвайных путей, по ее мнению, искажена СМИ.
– Сегодня не идет речь о том, чтобы на 30 процентов сократить присутствие трамвая в Петербурге, – рассказывает Ковалева. – На протяжении уже пяти лет мы выполняем объем перевозок, заказанный городом, и стабильно накатываем в год по 60 миллионов километров. В этом году сокращения трамвайных перевозок также не предвидится. Уже сейчас мы формируем новую трамвайную сеть, основная часть которой сосредоточится в спальных районах.
Однако представители «Горэлектротранса» не отрицают, что трамваю в центре современного города не место. В основном из-за расплодившихся дорожных пробок.
– Мы бы тоже хотели, чтобы трамваи ходили в центре Петербурга – по Садовой, по Литейному, – говорит Екатерина Ковалева. – Но здесь требуется регулирование, которое от нас не зависит. Как только трамвай встает в общую пробку – он становится ненужным пассажиру. Например, маршрут № 3, курсирующий по Садовой. Из-за плотного автомобильного движения он часто попадает в пробку, стоит там по 40–50 минут. Нет такого пассажира, который хотел бы передвигаться в трамвае со скоростью 3–5 км/час.
Сегодня трамвай в центре города становится убыточным, сетуют специалисты ГЭТ. Например, маршрут № 3 собирает не более 100 рублей в час. В то время как маршрут № 60, курсирующий в Кировском районе, – почти вчетверо больше. Этим и объясняется решение перенести основную трамвайную инфраструктуру на окраины Петербурга.
Исчезающий вид
Но у активистов иное мнение. Аргумент про дороговизну содержания трамваев в центре они считают не более чем отговорками властей.
– Что «трамвай в центре – дорого и неудобно» – это ложь, – убежден Владимир Федоров. – Просто водителей «Горэлектротранса» заведомо ставят в такие условия, что они боятся требовать свободный путь и простаивают в пробках. А за попадание в каждое ДТП водителя трамвая нещадно штрафуют, даже если он ни в чем не виноват. Недавно я был в Одессе, наблюдал за движением одесских трамваев. Там нет подобного безобразия, водители трамваев используют приоритет движения. Никто не подрезает трамвай или не едет в наглую по путям, несмотря на запрещающие знаки.
Защитники трамваев уверены, что даже на окраинах старейший городской транспорт ждет медленная смерть. Не верят они и заверениям чиновников про строительство выделенных трамвайных полотен на дорогах, благодаря которым трамвай не будет простаивать в общих пробках (а значит, должна возрасти и его популярность как вида городского транспорта).
– Вряд ли городская администрация намерена развивать трамвайное движение на окраинах, – говорит Владимир Федоров. – По нашим данным, планируется убрать выделенное трамвайное полотно на проспекте Испытателей – у станции метро «Пионерская» и на проспекте Маршала Казакова. Во время одного из последних объездов вице-губернатор Полукеев публично высказал мнение, что отдельное полотно здесь не нужно, и что лучше бы расширить проезжую часть для машин. Получается, что городские власти говорят одно – а делают диаметрально противоположное.
Сомневаются активисты и в объективных данных по исследованиям трамвайных маршрутов – тех самых, проведение которых не так давно обещал Полукеев.
– Неясно, как вообще проводятся исследования маршрутов, – недоумевает Федоров. – В часы пик, когда люди едут на работу и возвращаются, никто не видит этих исследователей. Скорее всего, они работают днем, когда в трамваях почти никто не ездит. А потом пишут свои заключения – что трамваи ходят порожняком. Впрочем, наших проверяющих понять можно – они ведь обычные служащие с нормированным рабочим днем с 9 до 18 часов.
В целом, как полагают активисты, сегодня городскими властями проводится тактика выдавливания трамвая из города как вида транспорта. Причем делается это весьма хитроумно – чтобы не потревожить общественное мнение.
– Тактика проста, – поясняет Федоров. – Сначала снимаются трамвайные пути или закрываются на продолжительный ремонт (2–3 года), трамвай пускается в обход. Людям становится неудобно, они перестают пользоваться трамваем. И тогда маршрут объявляется «неприбыльным» и вовсе закрывается. Другой метод – создание для пассажиров дополнительных неудобств, чтобы отвратить их от пользования трамваями. Как пример – тот же маршрут № 3 на Садовой, где недавно вообще убрали кондуктора. Теперь оплата – водителю, впуск и выпуск пассажиров – только через передние двери. В итоге, пока все рассчитаются, трамвай простаивает несколько минут. Неудивительно, что с каждым днем на нем все меньше пассажиров…
Не так давно активисты ПзаОТ сняли документальный фильм «Трамвай по городу водили», рассказывающий об уникальной судьбе петербургского трамвая, которому в этом году исполняется 100 лет. Не исключено, что через 10–15 лет о существовании этого исчезающего вида транспорта будут напоминать лишь подобные фильмы. А пока активисты готовятся к новым акциям в защиту трамвая и не исключают возможность проведения в ближайшие недели масштабных митингов.
С этой недели начинаются дорожные работы на Лиговском проспекте, в ходе которых планируется убрать 300-метровый кусок трамвайных путей. Недавно активисты организации «Петербуржцы – за общественный транспорт!» провели свою акцию, в ходе которой отправили более 250 писем в защиту трамвая на Лиговке вице-губернатору Александру Полукееву, курирующему в правительстве города транспортный блок.
Между тем есть все основания предполагать, что с ликвидации рельсового полотна на Лиговке начнется выдавливание трамвая из центра на окраины.
Вперед пути нет
Судьба злополучного трамвая на Лиговском проспекте решается с 2003 года. Говорят, что уже тогда в кулуарах Смольного звучали предложения ликвидировать трамвай в центре как «устаревший и громоздкий транспорт». Общественность заволновалась – трамвай пользовался успехом у жителей Центрального района. В частности, 44-м маршрутом можно было доехать от площади Восстания до Расстанной улицы, что особенно удобно для пожилых людей.
Дабы успокоить общественность, в феврале этого года на заседании в Смольном пришли к «разумному компромиссу». В ходе дорожных работ решили демонтировать не все пути на протяжении Лиговского проспекта, а лишь 300 метров – от 2-й Советской улицы до Кузнечного переулка. При этом губернатор Валентина Матвиенко публично заверила, что трамвай с Лиговки не исчезнет.
Почти все городские издания, лояльные к Смольному, тут же расцвели бравурными заголовками вроде: «Трамвай на Лиговке остается!». Однако не все горожане поверили обещаниям властей и бодрым лозунгам СМИ. По мнению активистов общественной организации «Петербуржцы – за общественный транспорт!» (ПзаОТ), демонтаж 300-метрового куска у площади Восстания – фактически начало уничтожения трамвая как вида транспорта в Центральном районе.
– Сейчас чиновники говорят: уберем «каких-то» 300 метров трамвайных путей – мол, горожане и не заметят потери, – рассуждает представитель организации Владимир Федоров. – Но власти «забывают» сказать, что вместе с демонтажом части путей ликвидируется и трамвайная остановка у площади Восстания. Теперь людям, едущим, скажем, до Расстанной, придется идти пешком более километра до следующей остановки, находящейся у станции метро «Лиговский проспект», – то есть около половины пути. Но вряд ли пассажиры, особенно пожилые, станут преодолевать эти трудности. И трамвай сам постепенно отомрет за ненадобностью.
Прежде всего, как считают активисты, с ликвидацией участка путей на Лиговском разрушается межрайонная связь между Центральным, Невским и Красногвардейским районами. Еще недавно от площади Восстания можно было добраться аж до Среднеохтинского проспекта (проездом через 2-ю Советскую, Бакунина, Херсонскую, далее через мост Александра Невского). Сейчас же, чтобы попасть из Центрального района в Красногвардейский, большинство маршрутов будут вынуждены описывать гигантский крюк через… Выборгскую сторону или вообще закрываться. Общая протяженность пути увеличивается в два-три раза. А чтобы трамвай попал из парка на начало маршрута, порой приходится ехать через несколько кварталов. «О какой оптимизации здесь можно говорить?» – недоумевает Владимир Федоров.
Оптимизация или ликвидация?
Первым об оптимизации трамвайного движения заговорил еще вице-губернатор Александр Вахмистров. Смысл его высказываний вполне отражает городскую политику в отношении петербургского трамвая. По мнению Вахмистрова, трамвай следует убрать из центра, сосредоточив его на окраинах города – в спальных районах. При этом необходимо демонтировать треть имеющихся трамвайных путей. Если учесть, что сегодня их протяженность не превышает 530 км, нетрудно подсчитать, что после такой «оптимизации» в городе останется не более 370 км.
Тем не менее в руководстве ГУП «Горэлектротранс» уверены, что у петербургского трамвая есть будущее. Заместитель директора по эксплуатации Екатерина Ковалева говорит, что «вопрос по Лиговке решился более чем положительно», так как здесь будут строить отдельное трамвайное полотно. А информация о сокращении трамвайных путей, по ее мнению, искажена СМИ.
– Сегодня не идет речь о том, чтобы на 30 процентов сократить присутствие трамвая в Петербурге, – рассказывает Ковалева. – На протяжении уже пяти лет мы выполняем объем перевозок, заказанный городом, и стабильно накатываем в год по 60 миллионов километров. В этом году сокращения трамвайных перевозок также не предвидится. Уже сейчас мы формируем новую трамвайную сеть, основная часть которой сосредоточится в спальных районах.
Однако представители «Горэлектротранса» не отрицают, что трамваю в центре современного города не место. В основном из-за расплодившихся дорожных пробок.
– Мы бы тоже хотели, чтобы трамваи ходили в центре Петербурга – по Садовой, по Литейному, – говорит Екатерина Ковалева. – Но здесь требуется регулирование, которое от нас не зависит. Как только трамвай встает в общую пробку – он становится ненужным пассажиру. Например, маршрут № 3, курсирующий по Садовой. Из-за плотного автомобильного движения он часто попадает в пробку, стоит там по 40–50 минут. Нет такого пассажира, который хотел бы передвигаться в трамвае со скоростью 3–5 км/час.
Сегодня трамвай в центре города становится убыточным, сетуют специалисты ГЭТ. Например, маршрут № 3 собирает не более 100 рублей в час. В то время как маршрут № 60, курсирующий в Кировском районе, – почти вчетверо больше. Этим и объясняется решение перенести основную трамвайную инфраструктуру на окраины Петербурга.
Исчезающий вид
Но у активистов иное мнение. Аргумент про дороговизну содержания трамваев в центре они считают не более чем отговорками властей.
– Что «трамвай в центре – дорого и неудобно» – это ложь, – убежден Владимир Федоров. – Просто водителей «Горэлектротранса» заведомо ставят в такие условия, что они боятся требовать свободный путь и простаивают в пробках. А за попадание в каждое ДТП водителя трамвая нещадно штрафуют, даже если он ни в чем не виноват. Недавно я был в Одессе, наблюдал за движением одесских трамваев. Там нет подобного безобразия, водители трамваев используют приоритет движения. Никто не подрезает трамвай или не едет в наглую по путям, несмотря на запрещающие знаки.
Защитники трамваев уверены, что даже на окраинах старейший городской транспорт ждет медленная смерть. Не верят они и заверениям чиновников про строительство выделенных трамвайных полотен на дорогах, благодаря которым трамвай не будет простаивать в общих пробках (а значит, должна возрасти и его популярность как вида городского транспорта).
– Вряд ли городская администрация намерена развивать трамвайное движение на окраинах, – говорит Владимир Федоров. – По нашим данным, планируется убрать выделенное трамвайное полотно на проспекте Испытателей – у станции метро «Пионерская» и на проспекте Маршала Казакова. Во время одного из последних объездов вице-губернатор Полукеев публично высказал мнение, что отдельное полотно здесь не нужно, и что лучше бы расширить проезжую часть для машин. Получается, что городские власти говорят одно – а делают диаметрально противоположное.
Сомневаются активисты и в объективных данных по исследованиям трамвайных маршрутов – тех самых, проведение которых не так давно обещал Полукеев.
– Неясно, как вообще проводятся исследования маршрутов, – недоумевает Федоров. – В часы пик, когда люди едут на работу и возвращаются, никто не видит этих исследователей. Скорее всего, они работают днем, когда в трамваях почти никто не ездит. А потом пишут свои заключения – что трамваи ходят порожняком. Впрочем, наших проверяющих понять можно – они ведь обычные служащие с нормированным рабочим днем с 9 до 18 часов.
В целом, как полагают активисты, сегодня городскими властями проводится тактика выдавливания трамвая из города как вида транспорта. Причем делается это весьма хитроумно – чтобы не потревожить общественное мнение.
– Тактика проста, – поясняет Федоров. – Сначала снимаются трамвайные пути или закрываются на продолжительный ремонт (2–3 года), трамвай пускается в обход. Людям становится неудобно, они перестают пользоваться трамваем. И тогда маршрут объявляется «неприбыльным» и вовсе закрывается. Другой метод – создание для пассажиров дополнительных неудобств, чтобы отвратить их от пользования трамваями. Как пример – тот же маршрут № 3 на Садовой, где недавно вообще убрали кондуктора. Теперь оплата – водителю, впуск и выпуск пассажиров – только через передние двери. В итоге, пока все рассчитаются, трамвай простаивает несколько минут. Неудивительно, что с каждым днем на нем все меньше пассажиров…
Не так давно активисты ПзаОТ сняли документальный фильм «Трамвай по городу водили», рассказывающий об уникальной судьбе петербургского трамвая, которому в этом году исполняется 100 лет. Не исключено, что через 10–15 лет о существовании этого исчезающего вида транспорта будут напоминать лишь подобные фильмы. А пока активисты готовятся к новым акциям в защиту трамвая и не исключают возможность проведения в ближайшие недели масштабных митингов.
Андрей ПИСАРЕНКО
Фото Сергей ЕРМОХИН