Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Профессиональному образованию не нужны профессионалы

2 апреля 2007 10:00

В системе петербургского образования – серия громких для этой сферы увольнений. Чаще всего они совпадают по времени с участием учебных заведений в национальном проекте «Образование» и, вероятно, являются своего рода платой за вход.



28 февраля 2007 г. было принято решение об увольнении директора Балтийского туристского колледжа Александра Лапина, причем даже без объяснения причин (по статье 278 ТК, п. 2 – досрочное расторжение трудового договора). Заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук, председателя ассоциации «Профессионал», действительного члена Академии туризма, члена попечительского совета Санкт-Петербургского общественного фонда содействия развитию профессионального образования – просто попросили на выход. А педколлектив колледжа, среди которого авторы шести федеральных учебников, почетные работники образования, на свои обращения в защиту директора в адрес Комитета по образованию и правительства города в течение месяца так и не получил ответа.
Удивительный парадокс: как только учебное заведение становится кандидатом или победителем проекта «Образование» и должно получить обещанный правительством миллион рублей, его директора сразу же увольняют по статье 278 ТК. Таких примеров уже набралось немало и среди школ города: Александринская женская гимназия № 628 победила, и сразу же ее директор Елена Тихомирова была уволена. А буквально через несколько дней ей вручили награду президента – звание заслуженного учителя РФ. Или гимназия № 177, откуда уволили директора Татьяну Серову, которая, кстати, тоже является заслуженным учителем РФ. Два учителя этой гимназии победили в нацпроекте «Образование». Впрочем, снятых директоров школ можно перечислять и дальше: Надежда Немудрова из 191-й школы, Ольга Смирнова из 180-й, Нина Филиппова из 532-й и другие.
Под раздачу попал и Балтийский туристский колледж – крупнейшее на Северо-Западе учебное заведение, готовящее кадры для туристской индустрии. Оно давно участвует в международных проектах, а Европейский фонд образования даже назвал его «прообразом учебных заведений будущего». Сюда постоянно приезжают за передовым опытом коллеги из других городов, их уникальные методические материалы легли в основу федеральных учебников. В рейтинге учебных заведений колледж стабильно занимает высшую строчку, а в 2006 г. – первое место. Поэтому он не мог остаться в стороне от национального проекта «Образование» и в перспективе серьезно рассчитывал на победу в этом проекте.
В 2006 г. на основании постановлений президента и правительства национальный проект «Образование» начался в школах и вузах Санкт-Петербурга, а с 2007 г. объявлен среди образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Образование – это особая отрасль. Работа здесь для многих не просто профессия, а судьба. В образовании сегодня ощущается огромная брешь в опытных кадрах и руководителях. Цель национального проекта как раз и заключается в выявлении лучших преподавателей и лучших учебных заведений, оказании им финансовой поддержки, чтобы тиражировать их инновации и положительный опыт в другие образовательные учреждения.
Однако увольнения профессионалов в системе образования, похоже, становятся нормой. «Применяя народную мудрость «Бей своих, чтобы чужие боялись», – говорит Александр Лапин. – Комитет по образованию за последние пять лет уволил из своих рядов четырех заместителей, отвечающих за это направление деятельности. В декабре 2006 г. на место заместителя председателя Жолована, автора программы «Реформирование системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге до 2010 г.», назначен специалист по дошкольному образованию Путиловская, которая тут же уволила из отдела профобразования квалифицированных специалистов, а на их места назначила бывших школьных работников. Среди них, к сожалению, нет ученых и лиц, отмеченных за заслуги в развитии образования! Но именно им, вооруженным статьей 278, п. 2 ТК РФ, предписано стать вершителями судеб прежде всего руководителей образовательных учреждений, а также педагогических коллективов, зачастую не готовых к борьбе за право обучать и воспитывать молодежь – будущее России».
Лапин предполагает, что такая «несправедливая акция Комитета по образованию направлена на устрашение других образовательных учреждений, а действия – на то, чтобы убедить нас, что демократия в России только на бумаге, а произвол чиновников – на деле». По мнению Александра Юрьевича, из этого можно сделать вывод, что «такая политика направлена на решение задач не образовательных учреждений, а других, о которых можно только догадываться…»

Ольга ТУРКОВА