Бои на площади мужества
На стройплощадку будущего торгового центра, возводимого на 2-м Муринском проспекте, теперь можно попасть легко. Огораживающий ее забор разрушен, его обломки валяются в разрытом котловане. На земле – сваленные активистами бетонные блоки, выставленные строителями скорее как временная преграда от напора разъяренных людей, а не как обычный забор. Но самих строителей не видать – только пара вагончиков да замерший экскаватор.
Избиение активиста Александра Алаханова
Лобовое столкновение
Фронт борьбы с уплотнительной застройкой теперь проходит по площади Мужества. 4 апреля здесь состоялся очередной стихийный митинг, в котором приняло участие около 150 человек. Митингующие сломали семь пролетов строительного забора и железные ворота, забросав их в котлован. В ходе митинга был избит прораб, пытающийся помешать ломать забор, и задержаны двое активистов. Прибывшая на место событий милиция, применив, по обыкновению, грубую физическую силу к возмущенным людям, забрала с собой в отделение Александра Алаханова и Кирилла Науменко. Роль миротворца неожиданно взял на себя глава администрации Выборгского района Виктор Колесников. Он также побывал в горячей точке и пообещал активистам, что строительство будет остановлено. Однако, как сообщили корреспонденту «Новой» в пресс-службе администрации, никаких заявлений от районного главы в Смольный не поступало.
Забор приказал долго жить
На фронте без перемен
Сейчас напротив опустевшей площадки сидит пожилая женщина с газетой в руках. Знакомимся. Пенсионерка Валентина Петровна с раннего утра несет вахту у поверженных бетонных блоков. Ее задача – при возобновлении стройки как можно скорее оповестить активистов. По словам пенсионерки, строительство замерло со среды, когда приехал глава Выборгского района Виктор Колесников, пообещавший местным жителям остановить стройку. «Пока дежурим по очереди, меняем друг друга, – рассказывает Валентина Петровна, перелистывая газету. – У меня времени много, могу и здесь посидеть. В магазин, домой сбегаю – и снова на пост!»
На самой площадке – ни души. «Они вон в том вагончике хоронятся», – показывает Валентина Петровна. – Зайдите, может, вам и откроют…»
Стучусь в обитую железом дверь. Открывает мужчина в форме охранника. Узнав, что я из газеты, соглашается поговорить – но только на условиях анонимности. «Мы здесь втроем дежурим, – рассказывает Владимир (так его назовем. – А.П.). – Пока ждем дальнейших указаний от начальства, они, кажется, с городскими властями совещаются. Следим, чтобы местные не сломали технику…»
У Владимира красные от недосыпа глаза. По его словам, за эту неделю активисты общественного объединения «Площадь Мужества» попортили строителям немало крови. Чуть ли не каждую ночь проникают на площадку, забрасывают котлован мусором, обклеивают оставшуюся часть забора листовками. А в минувшую среду, когда митингующие повалили бетонные плиты, сильно досталось и прорабу. По рассказам Владимира, его повалили на землю и пинали ногами. В травмпункте пострадавшему наложили несколько швов. «Присутствовавшие телевизионщики это сняли, но показали лишь обрывки», – возмущенно говорит Владимир.
А бетонные плиты, по утверждению охранника, повалили вовсе не пенсионеры-блокадники, а… обкуренная молодежь. «Их здесь много шарится, все какие-то непонятные лозунги выкрикивают», – рассказывает Владимир с усталым видом. – Вообще, я не понимаю этих протестов, разговоров о восстановлении часовни… Чего же они раньше не протестовали, когда здесь была дикая автостоянка?»
«Матвиенко давно не верю»
Выйдя из вагончика, замечаю подвижного юношу в черной куртке, который что-то увлеченно рассказывает раскрывшей рот пенсионерке. «Кирюша, береги себя, ведь ты единственный у Любы!» – восклицает пенсионерка. Оказывается, это и есть Кирилл Науменко, которого задержали милиционеры в среду вместе с другим активистом Александром Алахановым.
По рассказу Кирилла, задерживающих их людей милиционерами назвать можно лишь условно. «Подъехали на микроавтобусе типа маршрутки, никаких удостоверений не предъявили, – вспоминает Кирилл. – Подлетели и начали всех без разбора швырять на асфальт – стариков, женщин… Я не мог равнодушно смотреть на этот беспредел. Ну и мне тоже досталось. Правда, такой чести, как господину Алаханову, мне не оказали. Его волокли по земле вчетвером, взяв за руки и за ноги и хорошенько приложив головой об асфальт. Меня же брали лишь двое, слегка помяв руку».
Пойманных активистов пару часов продержали в 19-м отделе Выборгского РУВД. Отпустили к вечеру, составив протокол об административном правонарушении.
Еще одна местная жительница, Диана Ивановна, живет в соседнем со стройплощадкой доме – № 51 по 2-му Муринскому. Больше всего ее беспокоит, что в результате стройки по стенам ее дома могут пойти трещины. «Активисты говорят, что наш дом признают аварийным и жителей переселят в Колпино и Кузьмолово, – взволнованно говорит Диана Ивановна. – И что я там буду делать?! Мы же этот дом за свои кровные строили, а не от государства квартиру получили…»
По словам пенсионерки, активисты регулярно зовут ее на митинги, но Диана Ивановна ходить на них не может. У нее инвалидность 2-й группы. «Меня мало заботят все эти разговоры о восстановлении часовни, – признается она. – Но, конечно, не хочется, чтобы здесь постоянно ездили машины и грохотала музыка…»
Впрочем, Диана Ивановна даже не надеется, что активисты смогут добиться отмены стройки. «Власти все равно сделают по-своему, – убеждена она. – Матвиенко недавно по телевизору выступала, говорила, что если люди не согласны – место стройки перенесут. И что же? Строители как торчали, так и торчат здесь. Наверное, Валентина Ивановна – очень занятая женщина, ей докладывают, что люди довольны – и она всему верит. Но я ей уже давно не верю…»
Андрей ПИСАРЕНКО
Справка «Новой»:
Торговый центр строят на костях
После очередного конфликта на площади Мужества руководство компании-застройщика ООО «Концепт Групп» разослало по ведущим телеканалам свою версию событий. В заявлении за подписью гендиректора Глеба Череваня предполагается, что серия акций с участием жителей инициирована некими сторонними силами, преследующими рейдерские цели. Также интересный момент – в заявлении руководства компании упоминается про якобы имевшее место «массовое зомбирование пенсионеров» с помощью новейших технологий.
Напомним, что, по мнению активистов общества «Площадь Мужества», стройка угрожает подземным коммуникациям и оскверняет память павших в годы блокады. Ранее на этом месте стояла Преображенская часовня, где отпевали погибших в осажденном городе. Недавняя находка на стройплощадке позволяет предположить, что здесь же могло находиться и кладбище. По рассказам активистов, в присутствии милиционеров в земле у края разрытого котлована они обнаружили кости. Как говорит сотрудница Эрмитажа Ольга Новикова, останки очень смахивали на человеческие. «Там точно была одна берцовая и одна лицевая кость», – заявила она корреспонденту «Новой».
Но подтвердить или опровергнуть, что останки действительно принадлежат погибшим людям, сможет лишь судмедэкспертиза. В настоящее время находку изъяли милиционеры 19-го отдела Выборгского РУВД.
Интересно также, что вице-губернатор Александр Вахмистров публично пообещал остановить строительство у площади Мужества. «По данному объекту распоряжение о строительстве истекло, – заявил он в Смольном. – Мною дано поручение о приостановке строительства, и меры уже выполняются. Информация доведена до застройщика. Этой стройки там не будет».
Прямая речь
Михаил ДРУЖИНИНСКИЙ, радикальный оппозиционер:
– На площади Мужества я занимаюсь непубличной политикой. Какова перспектива? Во-первых, коммерсанты могут дать нашим городским священникам денег и пообещать построить часовню в другом месте. Сейчас служители культа, как в России, так и за рубежом, увы, за деньги могут сделать что угодно. Нужно принимать меры, чтобы этого не произошло. Во-вторых, здесь не имеет смысла идти в суд, потому что строительство продолжится. Следует наращивать уличное давление. В-третьих, нужно нейтрализовать «засланцев», что будут поддакивать любым предложениям от чиновников, за которыми стоят строители. В-четвертых, пора понять, что и глава района Колесников, и вице-губернатор Вахмистров проблему решать не станут. Они будут разводить нас на пустых разговорах. Здесь надо поднимать ставки. В-пятых, конфликт на площади Мужества должен стать уроком для групп, которые борются против «Охта-центра» и намыва. Нужно подтягивать людей, объяснять происходящее, просчитывать варианты, пригодные для Охты и Васильевского острова. Таких задач, по моей оценке, около десяти. Если не активизироваться, то скоро мемориальную площадь застроят торгово-развлекательными комплексами, ресторанами и борделями.