Этот автопоезд в огне
Конфликт, тлеющий в сфере пассажирских перевозок, обернулся серией странных пожаров. В ночь с 4 на 5 апреля в трех районах Петербурга сгорело сразу десять «газелей». Все возгорания произошли в течение часа. К счастью, при этом никто не пострадал, так как горели маршрутные такси, припаркованные на ночь. Предположительная причина пожаров – умышленный поджог. Независимые перевозчики убеждены, что поджоги – дело рук конкурирующих предприятий. Впрочем, в числе других рассматривается версия о причастности к поджогам фанатов, расстроенных недавним проигрышем «Зенита».
Точную причину возгораний устанавливают сейчас пожарные дознаватели. По некоторым данным, гореть маршруткам помогали засунутые под бензобак промасленные тряпки. Уже известно, что все водители сгоревших маршруток – выходцы из южных республик. Что дало основание для еще одной версии, согласно которой микроавтобусы стали жертвами «национальной розни».
По данным Ассоциации перевозчиков пассажиров (объединяет компании, победившие в конкурсе перевозчиков), девять из десяти сожженных маршруток принадлежали так называемым «нелегалам», и лишь одна «газель» – ООО «Питеравто», работающему на законных основаниях. Однако независимые перевозчики утверждают, что почти все пострадавшие маршрутки находятся в ведении фирм, для которых зеленый свет на рынке пассажирских перевозок обеспечивает Смольный. По мнению руководителя Ассоциации независимых перевозчиков (АНП) Александра Масюка, происшедшее – прямое следствие передела рынка между компаниями-победительницами.
По этому поводу АНП распространила заявление, в котором сформулировала главную, на взгляд ассоциации, причину происшествия – тенденциозную транспортную реформу, проводимую руководством города. «Мы предупреждали власти и горожан о том, что преференции в пользу одних перевозчиков и прессинг других развращает так называемых «победителей конкурса», – говорится в заявлении. – Это неминуемо должно было сказаться на безопасности пассажироперевозок. К сожалению, мы оказались правы».
По мнению руководства ассоциации, городской рынок пассажироперевозок стремительно криминализуется, а сгоревшие маршрутки – всего лишь эпизод разборок между «победителями». «Чем дольше продолжается упорство Комитета по транспорту в осуществлении «транспортной реформы», тем хуже будет положение с безопасностью и острее криминальное противостояние», – предполагают авторы заявления. Также независимые перевозчики призывают игроков транспортного рынка «оставаться в рамках закона» и «выражать свое недовольство легитимными… действиями, а не «криминальными способами».
Сами «победители» к версии межконкурентной борьбы относятся скептически. По словам председателя правления Ассоциации перевозчиков пассажиров Василия Киселева, у «победителей» есть более законные способы выдавливания нелегитимных перевозчиков с маршрутов. Например, намеренное перегораживание проезда к остановке большим автобусом, который обеспечивает доступ к пассажирам лишь своим маршруткам.
«Я не стал бы заранее строить какие-либо версии, – заявил господин Киселев корреспонденту «Новой». – Но тоже не исключаю, что поджоги – дело рук разъяренных фанатов». По его словам, в ближайшее время будет создана независимая следственная группа, состоящая из представителей служб безопасности компаний-«победительниц». «Хотя сгорела всего одна принадлежащая нам машина, мы хотим обезопасить себя в будущем от подобных инцидентов, – пояснил Киселев. – Поэтому проводим свое расследование параллельно с правоохранительными органами, где у нас есть свои надежные источники».
Как сообщил корреспонденту «Новой» начальник пресс-службы ГУВД Петербурга Вячеслав Степченко, дело уже передано в Городскую прокуратуру, где отрабатываются все версии происшествия. Но если предположения «независимых» подтвердятся и маршрутки действительно погорели от конкурентов – значит, нас ждут новые дорожные войны.
Андрей ПИСАРЕНКО
Справка «Новой»
Конкурс пассажирских перевозок среди городских перевозчиков Комитет по транспорту провел в конце 2005 года. В нем победили шесть компаний – «Петербургская транспортная компания», «Питер-Авто», «Третий парк», «Такси-2», «Барс», «Вест-сервис», объединившиеся в Ассоциацию перевозчиков пассажиров. В числе проигравших оказались такие, как «Сеть пассажирских перевозок», «Балтик-Стар», «Орион» и ряд частных предпринимателей, объединившихся в Ассоциацию независимых перевозчиков.
По итогам конкурса победителям досталась половина социальных маршрутов ГУП «Пассажиравтотранс», а также все коммерческие. Остальным компаниям было предложено либо свернуть бизнес, либо заключать договор субаренды с победителями. Но аутсайдеры конкурса наотрез отказались уходить с маршрутов, и продолжают работать на них по сей день, ежемесячно нанося убытки победителям в десятки миллионов рублей.
С марта 2006 года независимые перевозчики ведут судебную тяжбу с Комитетом по транспорту, пытаясь доказать нелегитимность конкурса (всего в арбитражный суд подано 14 исков). Пока ни одно судебное дело не выиграно.
Средняя цена проезда на маршрутках компаний победительниц – 15–17 рублей, «нелегальных» – 10–12 рублей.