Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Иди живым, пока тебя отпускают

12 апреля 2007 10:00

Беспрецедентную и уникальную операцию по поиску экстремистов провели петербургские силовые структуры в просветительском центре исламской культуры. Куда возили утрамбованных исламистов – не тайна, зачем – тоже можно догадаться, но на каком основании – вопрос на засыпку…

На Васильевском острове петербургская милиция искала ваххабитов



В исламском центре не понимают, как можно грязными руками трогать Коран и при этом материться
В исламском центре не понимают, как можно грязными руками трогать Коран и при этом материться


Милиция против единобожия
Прокуратура Василеостровского района 30 марта 2007 года возбудила уголовное дело по статье 282 ч. 1 Уголовного кодекса РФ – «возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды» в отношении руководителя просветительского центра исламской культуры Мохаммеда Хенни. По имеющимся сведениям, дело возникло на основании заявления некоего частного лица, пожелавшего остаться неизвестным. Незнакомец вроде бы сообщил правоохранительным органам о том, что в организации распространяется литература с «лингвистическими признаками разжигания межрелигиозной вражды». Как прокомментировала случившееся супруга Мохаммеда Хенни, «из заявления следует, что аноним два раза посещал центр, и во время одного из посещений к нему подошел какой-то Мохаммед и предложил почитать книги Фавзана и Тамими, при этом муж якобы их хвалил».
Как говорит сам Хенни, его подозревают в хранении в центре запрещенной «Книги единобожия», пропагандирующей классический ваххабизм. В феврале этого года руководителя организации вызывали в ГУ МВД СЗФО с вопросом: нет ли у него такой книжки? «Нет и никогда не было», – отвечал Мохаммед Хенни. Хотя, говорят, ее легко найти в интернете. Однако сотрудники 18-го отдела УБОП, бойцы СОБР и оперативники Василеостровского РУВД 6 апреля с санкцией на обыск и в сопровождении следователя районной прокуратуры явились в просветительский центр, где в тот час шли обычные занятия. Нежданные гости досмотрели, опросили, доставили в УБОП и взяли отпечатки пальцев у обычных посетителей организации. Всех слушателей на ночь доставили в управление по борьбе с организованной преступностью, даже невзирая на то, что в ходе личных досмотров ни у кого из них ничего не нашли. Впрочем, искомую «Книгу единобожия» в центре тоже не отыскали. Но изъяли немало другой подозрительной литературы: книги на арабском языке (их здесь большинство) не брали, зато сложили в шесть полиэтиленовых мешков для мусора печатные издания на русском языке. Также прихватили три компьютера.
Как рассказал юрист организации Алексей Тарушкин, присутствовавший при обыске:
– Я адвокат, Мохаммед Хенни – мой клиент. Перед началом обыска я попросил у следователя Василеостровской прокуратуры разъяснить: что за лингвистические признаки отличают запрещенную литературу от разрешенной? Он мне ответил: «Я эти признаки указать не могу». Поэтому они изымали книги по принципу: берем – если в них есть слово «ЕДИНОБОЖИЕ». А про единобожие здесь все книги. Потому что ислам – это и есть религия единобожия. Благо что наша милиция еще не читает по-арабски…
А 9 апреля Мохаммед Хенни получил повестку, в которой он уже значился подозреваемым и приглашался на беседу в УБОП. Но встретиться в очередной раз с правоохранительными органами руководитель исламского центра не смог: попал в больницу из-за обострения на нервной почве хронического заболевания. В стационаре Мохаммед Хенни находится и сегодня.

Убопная сила
«Салам алейкум», – отвечает дверной звонок, стоит нажать на кнопку. Домашние тапочки у входа, скромные коврики на полу в двух комнатушках, микроволновка в углу, рядом холодильник… И есть ли смысл врываться с автоматами туда (в офис петербургского центра исламской культуры – в полуподвальчике на Васильевском острове), где глупая дверь – без замков и без глазка – легко и просто впускает каждого? Она и милиции сказала: «Салам алейкум», что в переводе с арабского значит: «Мир вам».
«Всем встать лицом к стене»! Посетителей центра выстроили и заставили час простоять, глядя в стену. Потом еще полтора часа, только сидя. За все это время ни лишнего звука, ни движения. Вошедших с автоматами, в масках было не меньше пятнадцати человек. Сидящих за партами воспитанников исламского культурного центра в комнате насчитывалось около тридцати. Они в ту минуту изучали историю арабского мира…
Хорошо, что сидящие сидели – поэтому не упали от шока и испуга. Они ведь даже аббревиатуры УБОП и СОБР расшифровывают с трудом, не то что методы работы этих милицейских подразделений.
– Долго мы так стояли (сначала нам не разрешали сесть). Молча и неподвижно, – рассказывает один из посетителей центра, выпускник Академии государственной службы Ахмед Плиев. – Но и когда присели (также лицом к стене), нам запрещали переговариваться друг с другом. Зачем-то отобрали мобильные телефоны. И с каждого из них переписали номера. Мобильники не отдавали до глубокой ночи. Ну ладно, я холостой, а у кого дома жены, дети… Они же просто измучились: где мужья? что случилось?..

Не от мира сего
Потом посетителей центра выстроили в цепочку и повели в автобус (он через полчаса доставил всех – не подозреваемых, не задержанных, просто случайно оказавшихся не в то время не в том месте – в УБОП на Рузовскую улицу). Увы, тридцать слушателей исламской истории никак не помещались в это транспортное средство.
– Сиденья все заняты, уже встать даже негде, – вспоминает студент Политехнического университета Муса Эсмурзиев. – Я говорю собровцу в маске: тут тесно совсем, больше места нет… А он так нелюбезно мне отвечает: «Вас еще не трамбовали? Значит, щас будем трамбовать!» И нас затолкали кучей…
– Мне б адвоката, – попросил один из тех, кого доставили в ту ночь в 18-й отдел УБОПа «пообщаться». Убоповец даже поперхнулся:
– Ты что, с ума сошел? Какой адвокат? Я задаю вопрос – ты отвечаешь.
Да, эти приверженцы ислама явно были не от мира сего. Люди с другим восприятием действительности, которые и сейчас еще в шоке от того, что, оказывается, можно неверующим и нетрезвым грязными руками трогать Коран и ругаться при этом матом…
Впрочем, сотрудникам силовой структуры, похоже, тоже хватило впечатлений от общения с этими странными лицами. Хотя бы потому, что только люди не от мира сего могли просить убоповцев развезти их ночью по домам и выдать справки.
– Когда нас отпустили, – рассказывает Ахмед Плиев, – было уже три часа ночи. И мы недоумевали: куда идти? Спросили: может, здесь посидим?.. До утра?.. Метро ведь не ходит…
– Идите домой, пока вас отпускают! – по-доброму советовал УБОП.
– Метро не ходит… Может быть, доставите?.. Куда-нибудь…
– Идите…
И они пошли. Пешком до проспекта Большевиков, на улицу Софьи Ковалевской, к проспекту Просвещения… В восемь утра все были дома. А то, что некоторые заболели в итоге, – так все ж не лето на дворе! Надо было теплее одеваться…
Кстати, «салам алейкум» имеет и другие переводы. Одна из вольных трактовок: «иди живым». Идите – пока вас отпускают…

Мир вам там
Ни для приличия, ни для порядка почти никому не дали протоколы личного досмотра, никто не получил протоколов о задержании. Некоторые (студенты вечерних отделений) просили справки в университет: «лекции пропустили – были в милиции». Напрасно…
В коротком телефонном интервью начальник 18-го отдела УБОП Андрей Чернопятов заявил корреспонденту «Новой», что обсуждать правомерность – неправомерность действий своих сотрудников не будет. Так как (по крайней мере пока) не уполномочен общаться с прессой.
– Единственное, что могу утверждать, – отметил Чернопятов, – все мероприятия проводились в рамках возбужденного уголовного дела.
Некоторые из проведших ночь в здании на Рузовской, 8, в центре-то исламской культуры появляются раз в месяц. Есть среди них и те, которые вообще пришли в помещение на Ваське в первый раз. И главное – все они с милицией Петербурга столкнулись впервые в жизни.
Видимо, вся их вина заключается в том, что находились не в то время не в том месте. В кабинетах и коридорах УБОП у «незадержанных» было время поразмышлять. В той комнате, где их допрашивали (мои собеседники предполагают, что это были служебные апартаменты Чернопятова) они заметили картинку на железном сейфе. Изображен Александр Третий. Под портретом изречение: «Россия для русских».

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Сергея ЕРМОХИНА


Прямая речь
Алексей Тарушкин, адвокат, юрист петербургского просветительского центра исламской культуры:
– Во время обыска я был в центре, представился сотрудникам милиции, предъявил свое удостоверение адвоката и пояснил, что по закону (без судебного решения) личный досмотр адвокатов проводить нельзя. Тогда ко мне пошли трое крепких собровцев и начали выкручивать руки. И тут я понял, что именно им в данный момент в данном месте – можно.
Некоторые сотрудники органов явно находились в состоянии алкогольного опьянения: от них разило перегаром. Кроме того, они в наглой форме заявили, что я «все равно ничего не докажу», угрожали физической расправой мне и членам моей семьи. В результате досмотра у меня изъяли личные вещи и документы (удостоверение, мобильный телефон, кредитные карты). Возвратили лишь поздно ночью в помещении УБОП.
Сейчас я подал заявление в Городскую прокуратуру, в котором прошу возбудить уголовное дело в отношении сотрудников милиции, превысивших свои полномочия.

Досье «Новой»:
Петербургский просветительский центр исламской культуры был создан в 2003 году. Основное направление деятельности центра – работа с местным населением, воспитание мусульман коренных жителей европейской России с учетом их культуры, быта и менталитета. При просветительском центре действуют Фонд поддержки студентов и библиотека, в которой представлено около 600 наименований книг, посвященных исламу.