Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Бездомный двадцатый век

16 апреля 2007 10:00

В Манеже завтра откроется выставка «Петербургское искусство ХХ века». Проект огромного размаха задуман как презентация коллекции, собранной сотрудниками главного выставочного зала Петербурга, который в нынешнем году отмечает 30-летие. В разделах выставки нашлось место и русскому авангарду, и соцреализму, и послевоенному андеграунду.

Современному искусству нет места в культурной столице



Главное внимание уделено живописи. На выставке немало произведений участников ленинградских художественных объединений 1920–1930-х годов. Искания членов «Круга художников» представлены: пейзажем «Стрелка Васильевского острова» Алексея Почтенного, который с несколько суровой энергией открывает перспективу, цвета и масштабы города, а также удивляющим сосредоточенностью, даже замкнутостью лица персонажа «Портретом Недокучаева» Александра Русакова. Характерна, несмотря на то что создавалась в конце 1930-х, когда объединения уже не существовало, и работа лидера «круговцев» Вячеслава Пакулина «Гатчинский дворец». Пространственную глубину у Пакулина практически без помощи линий и объемов обозначает цвет.
Владимир Гринберг учился в «Новой художественной мастерской» княгини Гагариной у Браза и Добужинского, в 1917 году был экспонентом выставок общества «Мир искусства». Тонкий художник, он сумел привести открытия авангарда в соответствие с собственной индивидуальностью. Творческое наследие Гринберга невелико, поэтому пейзаж 1935 года «Велосипедисты на Неве» вызывает особый интерес. В нем художник соединяет школу, основанную на тщательном изучении импрессионистов и Сезанна, с отвечавшим велению времени лаконизмом. Петербург Гринберга почти лишен подробностей, но открывается стремительно, пространство «втягивает» взгляд, который схватывает только главное, не стремясь искать мелочей.
Рихард Васми – один из представителей ленинградского послевоенного андеграунда, член «Ордена нищенствующих живописцев». Как и основатель ордена Александр Арефьев, представленный на выставке «Композицией на античную тему», Васми участвовал в середине 70-х в квартирных выставках группы «Алеф». Включенная в экспозицию работа Васми 1956 года «Канал» – синтез воспоминания и непосредственного впечатления. В пейзаже присутствует, но почти теряет смысл перспектива, а абрис надежно хранит замкнутость плоскостей. Палитра художника то матово-тусклая, то ослепительно яркая: цветовые поля так резко оттеняют друг друга, что дома начинают казаться невещественными.
Рассматривая превосходные работы, думая о судьбах экспонентов, невольно понимаешь, что в замысле выставки сквозит тревога за судьбу обширной – более 2500 единиц хранения – коллекции произведений петербургских художников ХХ века. Ведь уже больше десяти лет идет борьба за создание на базе манежного собрания музея современного искусства. С письмом о необходимости такого центра в 2004 году к губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко обращались известные деятели культуры: Андрей Петров, Лев Додин, Алиса Фрейндлих, Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, Александр Сокуров и Леонид Мозговой. После этого городская администрация даже объявила о начале поисков подходящего здания, но пока они не увенчались успехом.
Поэтому выставка – еще и своего рода призывный жест, в кампании, развернутой общественностью в поддержку будущего петербургского Бобура (подобному парижскому национальному центру искусств). Его выразительность концептуально обоснована куратором Мариной Джигарханян, ибо экспонируемые произведения – не исполненная эпического спокойствия иллюстрация художественной жизни северной столицы в минувшем веке, а многоактная драма, которая отразила исполненные трагизма порывы искусства в городе, переживавшем революции, войны, репрессии и тягостный застой.

Сергей БАЛУЕВ