В диалоге с птицей
В известной петербургской публике традиционными Осенними салонами галерее «Центр книги и графики» на Литейном проспекте открылась выставка эмалей «В соавторстве с огнем».
Участники проекта, подготовленного эмальером Ольгой Лысенковой, выступившей в роли куратора, – в основном мастера живописной эмали. Только Валентина Вдовкина и Галина Малышева из Минеральных Вод и москвичка Ольга Зуева представили клуазоне, эмали перегородчатые, в работе над которыми стеклянной массой заполняют пространства, отделенные друг от друга напаянной на металлическую поверхность проволокой.
Проект Лысенковой – концептуальный. Декларированная в пресс-релизе цель – показать станковую эмаль. Возможно, поэтому на выставке такое изобилие рам, которые должны создавать условия восприятия глубины изображения. Однако, оформляя традиционным для станкового искусства образом края изобразительной поверхности, художники часто не добиваются желаемого результата. Кураторской концепции противится декоративный по своей природе метод эмальерного искусства.
В композиции Лысенковой «Влюбленный единорог» холодная белизна головы единорога на первом плане и горячие тона третьего препятствуют движению в глубину. Цвет акцентирует характерную декоративную двухмерность изображения, и выходит, что разбивка на планы отмечает только начертательные качества глубинности. К известному сюжету художник обращается не для того, чтобы показать нравственную красоту Девы Марии, перед которой преклонил колени зооморфический персонаж. Не прочитывается в композиции и стремление выразить идею торжества утонченности над дикой природой, как в серии французских шпалер XVI века «Дама с единорогом» из Музея Клуни. Лысенковой руководит желание изысканно, пластически точно разработать фигуративный мотив. И она и добивается цели с присущим ее манере блеском.
Показательно в смысле декоративности и использование обратной перспективы в работе Валентины Вдовкиной «Дорога к дому». Вдовкина, кстати, видит будущее искусства эмали прежде всего в связи с художественными ансамблями, в рамках архитектурного синтеза.
Эта интенция ощутима и в работах Алексея Талащука и Светланы Пономаренко. Талащук в композиции «Из истории» соединяет эмаль с ковкой. Кованое обрамление не отрезает изображение от окружающего пространства, а наоборот, становится как бы связующим звеном между художественной и предметной средой. А в «Диалоге с птицей» Талащук, не лишая мир картины декоративной выразительности, углубляет его, развертывает вдаль от лежащей в мечтательном забытьи флейтистки, в темную синь напоенной звуками ночи.
Не прерывается на волшебном седьмом небе и горний полет «Птицы-Зимы» Пономаренко. Прежде чем летунья впорхнет в выставочное пространство, ей придется еще полетать в низких зимних облаках охватившей эмаль со всех сторон росписи по дереву. От такой перспективы возникает ощущение таинственного движения художественного времени.
Надо заметить, выставка отразила не только противоречивость взглядов Ольги Лысенковой на станковое искусство. Куратор полемически противопоставила древнее искусство эмали искусству актуальному. Позиция едва ли оправданная. Чтобы убедиться в ошибочности такого взгляда, достаточно взглянуть на «Экзотику» самой Лысенковой. Роскошная красная рыбка, парящая в свободном полете в замкнутом пространстве старинного деревянного корытца, была бы, без сомнения, замечена на любой выставке contemporary art. Иначе сказать, интереснейший художник на глазах у публики входит в противоречие с тенденциозным куратором.
Внутренний конфликт в данном случае порожден не эстетическими, а социальными причинами. Творцов инвестиционной политики, проводимой в нашем городе, петербургских кольберов, не заботят проблемы разрушения инфраструктуры художественной промышленности и декоративно-прикладного искусства. А между тем сегодняшний студент Художественно-промышленной академии имени барона Штиглица уже не знает, что был завод «Ленэмальер». Дошло до того, что металл для эмалей художники возят из венгерского Кечкемета. Как-то выживая, отыскивая дорогу к зрителю, талантливые мастера, вместо того чтобы вступать «в диалог с птицами», разрабатывают неубедительные кураторские концепции.
А на каком поприще будут работать выпускники открытой в Петербурге в развитие идей Анатолия Собчака Народной школы искусств? Или им надо по примеру автора проекта века Филиппа Никандрова приискивать места «где-то там»?
До 16 процентов национального дохода Франции формируется за счет поступлений от распространения информации о тенденциях развития дизайна. Вот какой доход принесли ливры, инвестированные Кольбером в художественную промышленность великой страны.
Выставка открылась 19 апреля. Работает до 5 мая.
Сергей БАЛУЕВ