Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»

Интимное дело театра

7 мая 2007 10:00

Когда театр не только знаменит, но и богат, у него возникают проблемы с властью

Зачем Смольный променял оперного короля на бананового

Новым директором Государственного академического Театра оперы и балета имени Мусорского назначен Владимир Кехман. Известный бизнесмен, миллиардер, владелец группы фруктовых компаний JFC, Кехман до сих пор не был замечен среди звезд оперы и балета. Однако в минувшую пятницу по решению городских властей именно он стал во главе знаменитого Михайловского театра.
Какое место займет в театре его прежний руководитель – народный артист России, титулованный деятель культуры, режиссер-постановщик с мировым именем Станислав Гаудасинский – пока не ясно. До сих пор в театральных кругах обсуждалось два возможных варианта. Либо Гаудасинский, совмещавший два поста: директора и художественного руководителя, сохранит за собой кураторство сцены. Либо вообще покинет театр, которым руководил почти тридцать лет.


Когда театр не только знаменит, но и богат, у него возникают проблемы с властью


«Вы хотите уничтожить театр?»
Второй вариант, похоже, ближе к истине. По крайней мере, судя по настроению, выраженному Гаудасинским в коротком телефонном разговоре с корреспондентом «Новой», компромисс и взаимодействие старого директора с новым руководством театра маловероятны. Хотя вице-губернатор Петербурга Сергей Тарасов, курирующий в правительстве города вопросы культуры, уверен, что Станислав Гаудасинский останется на посту художественного руководителя. Снятый с должности директор сейчас ждет личной встречи с губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко. Похоже, он всерьез рассчитывает на этот разговор, чтобы разобраться во всех мотивах и безапелляционности принятого администрацией решения. Предполагается, что Гаудасинский встретится с Матвиенко в начале будущей недели.
Первые странные действия городских чиновников встревожили Гаудасинского две недели назад. Вначале директора Михайловского театра пригласил к себе председатель Комитета по культуре Николай Буров. При этой встрече в кабинете Бурова присутствовал также вице-губернатор Сергей Тарасов. Судя по тому, чем в итоге разрешилась ситуация (Гаудасинский уволен с поста директора), и по сегодняшнему, мягко говоря, прохладному отношению собеседников друг к другу, тот разговор был не из приятных. Несмотря на то, что о «высоком» – о судьбе театра.
В марте этого года Станислав Леонович отметил семидесятилетие, о чем ему, по-видимому, и напомнили хозяева просторных кабинетов в здании петербургской администрации. Чиновники заявили о стремлении «влить свежую кровь» и открыть для театра «новые творческие горизонты». Но Буров и Тарасов, похоже, подобрали не те слова. Поскольку весь бурный диалог подвел Гаудасинского к единственной скорбной мысли: «Вы хотите уничтожить театр»?
Напоследок заслуженного и знаменитого пожилого человека предупредили, что «все равно решение принято» и «Матвиенко в курсе».
Кехман – человек, в гораздо большей степени принадлежащий бизнесу, чем культуре. Хотя его бизнес тоже по-своему «культурный». Фруктовые и овощные культуры до сегодняшнего дня и приносили Кехману его основной доход. Но то ли этот доход стал не стабильным, то ли Владимира Абрамовича потянуло к высокому…
Источники в деловой среде обращают внимание на то, что в ближайшем будущем компания Кехмана может столкнуться с серьезными проблемами. Последние четыре года фирма стремительно развивалась (это заметно даже по официальной информации на сайте). Рост был обусловлен широким привлечением заемных средств посредством выпуска облигаций. Однако к настоящему моменту подходят сроки оплаты займов. Несмотря на то что в начале апреля Кехману удалось погасить 60 миллионов долларов одному из гонконгских банков, вскоре коммерсанту предстоят и другие не менее значительные выплаты. По имеющимся сведениям, в течение нескольких последних месяцев Владимир Кехман даже пытается продать свой фруктовый бизнес.

Недвижимость за кулисами
В Петербурге Владимир Кехман известен также как владелец обреченного на снос универмага «Фрунзенский». Компания JFC приобрела универмаг два года назад, после чего выразила намерение снести здание и возвести на данном месте бизнес-центр класса «А» (вопреки тому, что с 2001 года универмаг включен в список вновь выявленных объектов культурного наследия).
По сведениям петербургских СМИ, в скором времени объект на углу Московского проспекта и Обводного канала вновь может сменить собственника. В качестве возможного покупателя называют дочернюю девелоперскую компанию Внешторгбанка – «ВТБ-капитал», которой руководит сын губернатора Петербурга Сергей Матвиенко.
Интерес JFC к театру имени Мусоргского может быть обусловлен находящейся в его ведении недвижимостью – в частности, корпусов мастерских и театрального общежития, расположенных за спиной Русского музея (на Инженерной улице). В последние годы судьбу этих построек увязывали с продвигаемым Василием Сопромадзе проектом строительства апартамент-отеля и фондохранилища Этнографического музея в Михайловском саду.
Так, в тексте пресс-релиза, распространенного возглавляемой Сопромадзе «Корпорацией С», указывалось:
«Для осуществления программы необходимо снести здание декорационных мастерских театра имени Мусоргского, расселить общежитие театра, в котором в настоящее время проживают десятки семей, для размещения на освободившейся территории новых мастерских снести ветхие постройки во дворах музея».
Между тем ремонт помещений, принадлежащих театру имени Мусоргского, закончился всего семь лет назад, в декабре 1999 года.

Юбилейные миллионы
Сам Кехман пока не комментирует собственную внезапно проснувшуюся тягу к театральному искусству, отсылая журналистов к человеку, которого представляет своей «правой рукой», – Татьяне Архиповой. В интервью журналистам Татьяна Архипова пояснила, что в ближайшем будущем займет в Государственном академическом Театре оперы и балета имени Мусоргского должность распорядительного директора.
– Говорить, что Кехман непричастен к культурной сфере, было бы некорректно, – заявила Архипова «Новой». – Он известный меценат. Хотя, конечно, формально его бизнес к культуре отношения не имеет. Сегодня главная задача для Кехмана – сделать театр еще более яркой звездой. Но чтобы рассказать о возможных переменах, нужно сначала проанализировать положение дел в театре. Как раз сегодня (разговор проходил 5 мая. – Н. П.) у нас намечено первое собрание коллектива. Нет, нет, присутствовать на нем не стоит, – Татьяна тут же упредила мой интерес, – понимаете, это интимное дело театра…
Кстати, о делах этого учреждения культуры. В будущем году предстоит празднование 175-летия Театра оперы и балета имени Мусоргского. Для обсуждения грядущего юбилея еще в сентябре 2006 года собиралась коллегия комитета по празднованию. Тогда Станислав Гаудасинский представил умеренную программу празднования. Однако комитет высказал иную позицию, настаивая на организации помпезных торжеств и предполагая выделить дополнительное городское финансирование в размере 80 миллионов рублей. Пожалуй, иногда театральные проекты действительно притягивают…

Нина ПЕТЛЯНОВА, Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Сергея ЕРМОХИНА


P. S.: Когда верстался номер, от неофициальных источников в Михайловском театре стало известно, что общее собрание коллектива в субботу не состоялось. Вместо него, по словам сотрудников Государственного академического Театра оперы и балета им. Мусоргского, прошла встреча двух директоров этого учреждения культуры: прежнего – Станислава Гаудасинского и нового – Владимира Кехмана. О чем они говорили, пока неизвестно. Однако, по неподтвержденным данным, есть большая вероятность того, что Гаудасинский все же останется работать в театре на должности художественного руководителя.

Досье «Новой»:
Станислав Гаудасинский работал в различных театрах страны, постановщик оперных спектаклей в России и за рубежом. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. C 1997 года – художественный руководитель-директор. Народный артист РФ, неоднократный лауреат Государственных премий, профессор.. Лауреат премии правительства Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры. Лауреат премии «Золотой софит» за лучшую работу режиссера. С 1980 года является главным режиссером и директором Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета (ныне петербургский театр оперы и балета имени Мусоргского).
Владимир Кехман работал в должности заместителя генерального директора самарского «Росоптпродторга», руководил брокерской компанией «Град» (Самара), был вице-президентом компании «Олби-джаз» (Петербург). Основатель бизнеса JFC и с 1996 года президент группы компаний JFC (ЗАО «Группа Джей Эф Си»).