Кончилось время рока
Этот питерский двор по-прежнему живет в эпоху «дворников и сторожей»
Легендарный рок-клуб «Камчатка» может закрыться в ближайшие месяцы. Ближе к осени, когда обещает выйти соответствующее распоряжение правительства Петербурга, известная на весь рок-н-ролльный мир котельная Виктора Цоя, видимо, прекратит свое существование.
Произойдет это не по злому умыслу чиновников – в их официальной переписке «Камчатка» вряд ли будет даже упомянута. Городу предстоит реконструировать общежитие на улице Блохина, 15, а то, что в подвале этого дома расположена музыкальная «рок-шкатулка», не станет непреодолимым препятствием для строителей. Испещренные надписями стены старого двора, патлатые музыканты и низкие своды их «святыни» плохо вписываются в новый гламурный Петербург, строительством которого озабочены в Смольном.
Ваша власть, товарищи комсомольцы
«Камчатку» приговорили к ликвидации еще в 2005 году, когда Валентина Матвиенко одобрила программу ЗАО «Градостроитель Санкт-Петербурга» по расселению и реконструкции шести городских общежитий. В числе этих адресов оказался и дом по улице Блохина, 15, в подвале которого расположена знаменитая на весь рок-н-ролльный мир котельная. По словам Юрия Сальникова, генерального директора компании «Градостроитель Санкт-Петербурга», «в настоящее время заканчивается подготовка документации, получены все согласования». Однако, как утверждает Сальников, «в предпроектных предложениях никакой «Камчатки» нет. Нам разрешено произвести расселение и реконструкцию здания с надстройкой двух этажей». Похоже, каких-либо обременений по поводу сохранения музея Виктора Цоя коммерсантам никто и не думал предлагать. Единственным, хоть и слабым утешением для поклонников лидера группы «Кино» будет то, что застройщик планирует сохранить на здании мемориальную доску.
Официального статуса у музея Цоя нет, как нет и документального разрешения на ведение концертной деятельности. Поэтому выселить на улицу клуб, которого не существует на бумаге и чьи обшарпанные катакомбы выглядят явным анахронизмом в бодрую эпоху капиталистических строек, не составит большого труда. В то время как создать здесь легальный молодежный центр потребует такого количества справок и высочайших разрешений, что ни один рок-подвижник не возьмется за это неблагодарное дело. «Ко мне раз двадцать обращались с предложением создать музей русского рока», – говорит музыкальный критик Андрей Бурлак. «Но нынешним чиновникам это безразлично, потому что сегодня у власти в Петербурге бывшие комсомольские секретари, те самые, которые нас душили. Матвиенко, Вахмистров — люди, которые были на передовой борьбы с рок-н-роллом. Никаких иллюзий по поводу этих людей у меня нет».
Рок-н-ролл переходит на шепот?
На сегодняшний день только два помещения в здании по улице Блохина арендуются у КУГИ. Первым арендатором выступает ООО «Союз», которое открыло на площади свыше 500 кв. м магазин «Дикси». В ведении второго арендатора, «Санкт-Петербургского общественного фонда поддержки молодежного малого предпринимательства», находится более скромная площадь – 66 кв. м, что в переводе с языка риелторов на язык искусствоведов и есть «Камчатка». Фонд, в свою очередь, сдает объект арт-директору клуба Сергею Фирсову. Срок аренды еще не истек ни у одного из арендаторов: по договору «Дикси» должен простоять до 2009 года, а легендарная котельная — вообще до 2012-го. Однако в документе прописан пункт о возможности досрочного прекращения договора пользования. И в ближайшее время, по словам застройщика, все помещения должны быть переданы инвестору, а существующие договора аренды автоматически расторгнуты.
Чтобы начать работы, застройщику осталось дождаться постановления правительства, которое, по словам Юрия Сальникова, будет подписано месяца через три-четыре. «По проекту сноса здания не предусмотрено, — рассказывает гендиректор «Градостроителя», — будет произведена реконструкция и надстроено два этажа, 59 жителей будут расселены в отдельные квартиры».
Интересно, что действия «градостроителей» находят всяческую поддержку у жителей общежития. По словам Марины Сурковой, живущей по соседству с «Камчаткой», «сегодня здание находится в аварийном состоянии, горячую воду отключили еще в 1999 году». Дополнительные неудобства связаны и с поклонниками Цоя: «Мы не спим с весны по осень, музыка орет всю ночь, по вечерам жгутся костры, обворовываются машины». Слышимость в старом здании хорошая — эхо вечерних концертов доносится до жителей четвертого этажа, при этом у многих из них маленькие дети. По договоренности с арт-директором музыка в «Камчатке» играется до десяти вечера. Однако, как рассказывает Суркова, «реально музыканты расходятся только в два часа ночи». «Сделать звукоизоляцию, в принципе, не проблема, — считает Сергей Фирсов, — проблема в нестабильном положении «Камчатки». Сегодня мы вложим порядка пяти тысяч долларов в звукоизоляцию, а через два месяца здесь все разломают». «Что же касается посиделок допоздна, — продолжает арт-директор, — да, люди сразу не расходятся, но я бы не сказал, что все делается слишком громко».
Сегодня каждая сторона гнет свою линию, не пытаясь вступить в конструктивный диалог с другими участниками конфликта. Получается замкнутый круг: власти говорят о важности работы с сегодняшней молодежью, при этом закрываются клубы и Дома культуры. Представители «Камчатки» обвиняют во всех грехах застройщика, которому «все равно, что будет с одним из последних культовых мест рок-н-ролла нашего города», при этом только недавно «Санкт-петербургский общественный фонд поддержки молодежного малого предпринимательства» начал переговоры с инвестором (хотя, напомним, решение о реконструкции здания было принято чуть меньше двух лет назад). Генеральный директор ЗАО «Градостроитель СПб» говорит, что ему нравятся стихи Цоя и он относится с уважением к памяти поэта, однако коммерческие интересы, видимо, не оставят места для лирики, а значит и для музея в будущем здании.
Антон ДОРОГОВ
Досье «Новой»:
История котельной в доме на улице Блохина, 15, началась в 1986 году, когда сюда пришли работать Виктор Цой и Сергей Фирсов, нынешний арт-директор клуба. В свое время у печки также стояли Александр Башлачев и художник Олег Котельников. Частыми гостями «Камчатки» были Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков и Олег Гаркуша. В 1999 году «Камчатку» закрыли, дом подключили к другой, более мощной котельной. С 2002-го началась реставрация помещения, а в 2003-м, по словам Сергея Фирсова, оно уже открылось как клуб. Сегодня здесь собрана небольшая коллекция вещей, связанная с Виктором Цоем: фотографии, пластинки, плакаты. Центральным экспонатом неофициального музея является гитара лидера группы «Кино», подаренная музею его женой Марьяной. На входе в клуб установили мемориальную доску. Правда, официальный статус музея бывшей котельной получить так и не удалось: для этого нужно пройти ряд экспертиз, которые подтвердят необходимость такого музея и ценность экспонатов. Между тем все инициативы поклонников Виктора Цоя установить певцу памятник были отклонены, так как не прошли еще положенные по закону 30 лет.
«Камчатка» – не единственный музыкальный клуб, который может стать жертвой инвестиционной политики городских властей. В ближайшее время прекратит свое существование Rocks club на Петроградской стороне, в связи с реконструкцией Апраксиного двора исчезнет клуб «Сити», расположенный на его территории. Уже нет на карте города клуба «Молоко»: теперь на его месте появилось кафе под вывеской «Живая музыка». Скоро не станет и клуба «Циник» в переулке Антоненко.
Прямая речь:
Олег Гаркуша, группа «Аукцыон»: «Чиновники никак не могут понять, что есть вещи, которые трогать нельзя, которые были изначально и сделаны не ими. Все закрывается, но ничего не открывается. Если бы была какая-нибудь альтернатива – выделили бы площадку, куда можно было бы перенести музей, где молодые музыканты могли бы играть, – был бы другой разговор. Хотя, даже если сделать новую «Камчатку», музей это не спасет. Есть атмосфера, аура – вещи, которые никогда не восстановишь».
Вадим Курылев, экс-гитарист группы ДДТ: «Может быть, это и хорошо, что «Камчатка» не стала охраняемым государством официальным музеем неофициального искусства. У свободного искусства всегда свои счеты с государством. Сейчас отупевшая от алчности власть едет по стране безжалостным катком, и на ее пути может оказаться любая культурная ценность. Очень это напоминает тотальность разрушения христианских святынь при советской власти, когда из храма запросто могли сделать склад сантехники. Возможно, сегодня печальная участь «Камчатки» поможет современной молодежи понять, чему надо противостоять сейчас, подобно тому, как молодежь поколения Виктора Цоя противостояла идеологии однопартийного тоталитаризма. Они презирали материальные блага так же, как и идеологическую цензуру, создавая свою независимую культуру Не пора ли последовать их примеру и начать сопротивляться нынешней системе алчности и бездуховности? Думаю, это будет лучшая память о Викторе Цое!»
Дмитрий Шагин, художник («Митьки»): «Мне особо горько, что закрывают «Камчатку». Я помню, как все начиналось, как Цой пришел ко мне с просьбой помочь устроиться кочегаром, (т. е. он в какой-то степени мой ученик по котельному делу). «Камчатка» – это история, и закрывать ее никак нельзя. Это часть нашей культурной столицы, и закрытие такого музея – на мой взгляд, это удар по имиджу нашего города».
Михаил Сапего, поэт, художник («Митьки»): «Интересы чиновников формируются исключительно вокруг денежных вопросов. Сегодняшние государевы люди – это просто какие-то временщики, и мне очень больно, что они так поступают».
Сергей Чиграков («Чиж»): «Камчатка» – это прежде всего котельная, а не концертный зал, раз она никому не нужна – ну, значит, не нужна».