Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»

Поль мориа, уймите скрипки!

21 мая 2007 10:00

На санкционированную акцию против демонтажа трамвайных путей и за создание в Петербурге цивилизованной транспортной системы пришло в минувшую субботу к Финляндскому вокзалу не больше ста человек.

Митинг в защиту трамвая глушили французской эстрадой





И это несмотря на серьезнейшую подготовку, проведенную устроителями акции – комитетом «Петербуржцы – за общественный транспорт». Три варианта листовок, прекрасно оформленный стенд, цветные картинки с изображением трамваев, профессионально исполненные лозунги, бесплатная двенадцатиполосная газета, изданная на глянцевой бумаге, специально сколоченная и принесенная с собой трибуна – солидное по меркам рядового митинга финансирование.
На периферии акции открыто намекали на то, что интересы организаторов в существенной мере совпадают с интересами некоего концерна, якобы контролирующего предприятия «Вагонмаш» и «Петербургский трамвайно-механический завод». Впрочем, если это и так, то, наверное, ничего страшного: будем считать, что средства идут на благое дело.
Власти к «рельсовой войне» тоже подготовились основательно. Случайно или нет, на противоположной стороне площади Ленина как раз перед началом протестного выступления начался концерт в честь открытия сезона фонтанов. Стартовав с «песни о Калининском районе», вскоре он свелся к трансляции хитов французской эстрады, так что митинговать пришлось под мелодии оркестра Поля Мориа. При этом на месте событий дежурило не менее двух десятков милиционеров, включая двух подполковников и двух майоров. Руководил же всеми стражами правопорядка весьма характерного вида коротко стриженый господин в штатском и темных очках. Оглядывая немногочисленных участников акции, он, видимо, заранее вычленял главных потенциальных смутьянов и карбонариев.
Особенно оживился «босс», заметив на площади известного городского радикала, экс-водителя трамвая, председателя Свободного профсоюза трамвайщиков и руководителя Конфедерации рабочих профсоюзов Михаила Дружининского.
Открывая митинг, глава комитета «Петербуржцы – за общественный транспорт» Владимир Федоров (не путать с депутатом ЗакСа, первым секретарем горкома КПРФ) кратко рассказал о ситуации в городе, сообразуясь с темой. Так, за последние шесть лет на улицах и набережных демонтировано 130 километров трамвайного пути, исчезли с карты мегаполиса более 25 маршрутов, закрыты четыре трамвайных парка из десяти, количество так называемых единиц подвижного состава уменьшилось в 2,5 раза. Соратники Федорова, инженер-электромеханик Владимир Валдин и отвечающий за продвижение газеты «Омнибус» Олег Бодня поведали о проблемах с трамвайным сообщением в европейских столицах – в частности, в Париже и в Праге, а также о деятельности Международного союза общественного транспорта (UITP).
Что-что, а сравнение с нашими соседями по континенту вполне оправдано, учитывая лозунг нынешней команды смольнинских управленцев, – это подчеркивали и плакаты: «Европейскому городу – европейский транспорт», «Современный трамвай – основа цивилизованной транспортной системы». Особую нишу занимал перечень требований: «Верните трамвай к Московскому вокзалу!», «...на Пискаревку!» и т. д.
– Когда в июле 2005 года на публичных слушаниях решалась судьба Пискаревского проспекта, – напомнил один из лидеров Движения гражданских инициатив, сам тамошний житель Владимир Соловейчик, – нам удалось отбить первичный напор чиновников и коммерсантов. Предложенный проект реконструкции не прошел. Граждане успокоились и фактически проигнорировали повторные слушания полгода спустя. В результате мы имеем снятые трамвайные пути, вырубленные аллеи кустарников, прекрасные липы – под дамокловым мечом, трещины на домах...
Технологиям гражданского контроля над властью посвятил свое радикальное выступление и Михаил Дружининский, организовавший по ходу дела ликбез. «Информационного давления недостаточно, нужно добавить юридическое. Провести общественное расследование: кто инициировал снятие трамвайных путей, как оформлено решение – законом, постановлением или распоряжением – и на основании каких документов, есть ли все необходимые экспертизы и заключения, особенное внимание – экологическим и санитарно-эпидемиологическим. Далее проверить на соответствие действующему законодательству проект, согласования и общественные слушания. Если хоть одна запятая поставлена не в том месте – сразу подавать в суд».
О защите петербургского трамвая как органичной части нашего наследия говорил участник движения «Живой город» Петр Забирохин. А единственный пришедший на акцию представитель власти – глава постоянной комиссии ЗакСа по промышленности, экономике и собственности Александр Ольховский в своей лаконичной речи выразил солидарность с требованием сохранения трамвая и готовность сотрудничать в этом вопросе со всеми гражданами и общественными объединениями.
Митинг завершился сбором подписей под резолюцией: «...признать ситуацию с перевозками пассажиров в городе критической». Активисты намерены обратиться во все возможные властные инстанции – от городского парламента и губернатора до федерального правительства. Неравнодушных петербуржцев одновременно с этим призывают звонить в ГУП «Организатор перевозок» и высказывать свое недовольство. Ибо, как прозвучало с трибуны, функционеры «ссылаются на то, что отсутствие жалоб – свидетельство их хорошей работы. Пора им доказать обратное!» Теперь, надо полагать, телефоны упомянутого ГУПа раскалятся докрасна.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС