Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Лондонский туман над северным альбионом

14 июня 2007 10:00

Прошедший в питерской Гавани парад экономик и финансов задумывался его организаторами как главная сцена для представления нашей державы зарубежным инвесторам и политикам. Все должно было пройти без сучка без задоринки. И хотя ни по респектабельности, ни по масштабам ПЭФ до уровня проводимого в Швейцарии Всемирного экономического форума со всей очевидностью недотягивает, некоторые задачи устроителями «петербургского Давоса» оказались успешно решены.

Экономические форумы сдаются на милость друг друга, несогласные маршируют по нисходящей



На марше 9 июня (Гарри Каспаров)
На марше 9 июня (Гарри Каспаров)


Два форума
 До недавнего времени ПЭФ был далеко не единственным местом встречи отечественных и зарубежных VIPов. В 1998 году обосновавшийся в Лондоне бизнесмен российского происхождения, глава компании Eventica Сергей Колушев решил организовать «продвижение родины» и презентацию крупных российских концернов прямо по своему новому месту жительства. Так родился Российский экономический форум (РЭФ), по традиции собиравшийся ежегодно в конференц-центре королевы Елизаветы II — аккурат напротив здания британского парламента — дабы, как шутил сам отец-основатель РЭФ, «на нашем форуме легко можно было проникнуться духом настоящего парламентаризма».
 Надо признать, что развитие Российского экономического поначалу и впрямь шло этакой параболой вверх. Выстроенный по западным стандартам, функционирующий по законам бизнеса лондонский форум превратился в серьезное общественно значимое событие, причем с профессионально сделанной пиаровской и медийной раскруткой. Были в истории РЭФ и торжественные приветствия Владимира Путина и Бориса Грызлова, и первые лица экономического блока правительства и обеих палат парламента РФ вкупе с руководителями крупнейших госкомпаний среди участников.
 Однако по мере превращения города на Темзе в столицу российской олигархической эмиграции, на фоне скандалов с экстрадицией Ахмеда Закаева и Бориса Березовского, с убийством Александра Литвиненко, — где-то на самом верху (отмашку приписывают едва ли не первому человеку страны) решено было, что о проблемах и перспективах отечественной экономики говорить на высоком уровне следует только в городе на Неве. И патриотично, и символично: недаром здесь еще в далеком 1997-м Путин вместе с опальным тогда Анатолием Собчаком скромно присутствовал среди гостей I ПЭФа. Тем более и в общую линию на передачу части столичных функций Питеру превращение этого форума в «русский Давос» вписывается почти идеально.
 Да и отсутствие должного контроля со стороны, как за дискуссиями на пленарных заседаниях, так и в ходе неформального общения, делало РЭФ мероприятием заведомо подозрительным в условиях, когда понятия «государственный контроль» и «укрепление вертикали власти» повально стали новой гражданской религией. Что неосторожно признавал в своем интервью накануне юбилейного, X РЭФа и сам Колушев: «...не надо на кого-то оборачиваться, спрашивать разрешения... В Лондоне и дышится по-другому». В том же интервью застрельщик Российского экономического обнародовал и много чего еще, что вряд ли вписывается в общепринятые ныне концепции. Например, по мнению г-на Колушева, организаторам Петербургского форума приходится-де чрезвычайно трудно, поскольку процесс принятия решений на разных уровнях забюрократизирован; и очень многое надо еще сделать с точки зрения изменения имиджа ПЭФа, его позиционирования, особенно за рубежом... Это-то, скорее всего, явилось последней каплей перед вынесением вердикта «ПЭФ вместо РЭФа».
 Само собой, отказ под благовидными предлогами (необходимость сосредоточиться на подготовке ежегодного послания президента Федеральному Собранию, внезапный вызов на крайне важное совещание и т. д.) от участия в работе РЭФ всех без исключения федеральных руководителей и их региональных коллег форума в Туманном Альбионе не сорвал. Но статус его весьма существенно понизил.
 Впрочем, похоже, целью было не только и не столько покарать, сколько отделить потенциальную оппозицию от элиты.
 Несмотря на фактический бойкот РЭФа первыми лицами российской власти, компания Eventica все-таки взялась оказывать организационные и консалтинговые услуги ПЭФу. «Чем больше форумов, тем лучше», — дипломатично объяснил свою позицию Сергей Колушев. Что ж, очевидно, реинкарнация успешного конкурента в партнера — а вернее сказать, в пилота-дублера, — когда лондонская площадка станет местом, где будут обкатываться и анонсироваться темы грядущего форума в Петербурге, — и есть ключевая аппаратная победа устроителей нынешнего мероприятия на Васильевском острове.

Два марша
 Вторым подводным камнем, помимо хаоса и неразберихи вокруг Ленэкспо, о рифы которого чуть не разбилось суденышко XI ПЭФа, стали протесты антипутинской оппозиции, совершенно сознательно запланирован-ные на дни проведения форума.
 В условиях заранее поданного уведомления на шествие пространство для маневра у городских властей было невелико. Либо зачистить всех потенциальных манифестантов, как это было, допустим, в Нижнем Новгороде, и просто запретить публичное мероприятие; либо, как в Самаре, формально согласовать, но полицейскими репрессиями сделать крайне малочисленным. Либо скрипя зубами позволить, не допустив эксцессов.
 Последний вариант, с учетом солидного количества зарубежных гостей и журналистов, съехавшихся на форум, в конце-концов возобладал. Хотя ему предшествовал весь набор прежних ужимок правоохранительных органов, от «а» до «я», уже известных читателям «Новой» по публикациям марта-апреля.
 Ничто не вечно под луной, простите за банальность, за исключением, быть может, маразма штатных борцов с терроризмом и экстремизмом, в очередной раз обходивших квартиры «бунтовщиков и смутьянов». В щедро раздаваемых ими грозных предостережениях опять значились не существующие в природе партии и организации. «Новую газету» убоповцы, по-видимому, принципиально не читают, а зря. Почерпнув полезную информацию, они могли бы давно откорректировать свои базы данных, и не возникали бы тогда раз за разом «Региональная российская партия коммунистов», «Социалистическая альтернатива» и тому подобные нелепые структуры-фантомы. И поменьше было бы постыдного фарса. Так, если лидеру Движения гражданских инициатив Евгению Козлову документ, о котором речь (точная копия апрельского), все-таки был вручен под подпись, то, к примеру, отчаявшись дождаться лечившего зубы Игоря Готлиба (координатора движения «Альтернативы»), сотрудники отдела УБОП бумагу на его имя... сунули в дверь квартиры — словно рекламную газетку. А больше всего почестей досталось видному питерскому антиглобалисту Михаилу Дружининскому, вообще не имеющему отношения ни к маршам несогласных, ни к «Другой России». Отдельная акция у здания Горпрокуратуры на Почтамтской улице, которую Дружининский хотел провести 8 июня, не была санкционирована властями.
 — Мне начали упорно звонить из 18-го отдела УБОП, — недоумевает Михаил, — и требовать зачем-то приехать к ним. Я разъяснил, что не собираюсь этого делать, однако 8-го, как и намечал, буду на углу Почтамтской и Исаакиевской площади, чтобы передать обращение прокурору города. Что вы думаете — там они меня и нашли. И вручили бумагу, с автографом зампрокурора, — с тем чтобы предупредить о шествии 9 июня. При этом записали меня чуть ли не в организаторы!
 Если учесть, что фигурант ни на одном марше несогласных не был — ни в качестве лидера, ни в каком ином, и в этот раз не планировал, а также место действия — цитадель надзорных органов, — до умопомрачения содержательно.
 Все так же по традиции сотрудники милиции задерживали возле станций метро распространителей приглашений на марш — правда, отпускали, и зачастую без составления протокола...
 Пожалуй, многим в среднем и младшем командном составе милиции до смерти надоела эта возня, вечные усиления и жесткие приказы собственного начальства. Сказалась эта усталость и на их поведении в процессе самого Марша несогласных. В отличие от 3 марта, и особенно 15 апреля, обошлось без инцидентов. А митинг у Музея Суворова прошел и вовсе на редкость спокойно, не в обиду выступающим — вяло, даже не выбрав лимит отведенного времени.
 Возможно, продемонстрированная властями способность стойко вытерпеть небольшие по численности манифестации (во избежание куда более весомых для первых лиц города репутационных издержек — в случае их силового разгона) и есть урок, вынесенный из событий 15 апреля?
 Вопросы между тем остаются. Ведь ни одно из должностных лиц, повинных в задержаниях и избиениях участников апрельского митинга — легального мероприятия, до сих пор не наказано. Более того, не названо поименно. Нет даже принятых в той же Европе заявлений чиновников, взявших на себя ответственность за случившееся. Не говоря уже об извинениях. И подобная позорная практика более привлекательным следующий элитный форум точно не сделает.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Сергея ЕРМОХИНА