Он лежал как человек
«Пятого марта строительный кран под моим окном наклонился градусов на тридцать. Я набрала номер МЧС. Меня, не выслушав толком, спрашивают: «Упал?» Говорю: «Нет пока, но...» Отвечают: «Вот когда упадет, тогда и звоните».
Думаете, диалог из очередного юмористического сериала? Увы, настоящая наша раша.
На следующий день кран упал.
— Он лежал как человек, раскинув руки, — вспоминает пенсионерка Анна Могилевич, жительница дома 9 по проспекту Королева. (Для справки: Королева — это рукой подать до Камышовой улицы, где 27 февраля кран рухнул на жилой дом и убил троих людей.) — Я снова бросилась звонить в МЧС, пыталась что-то выяснить. «Никакой информации гражданам не даем, только прокуратуре», — отрезали те...
Кран к вечеру подняли. И вскоре убрали. А на его месте появился другой — гораздо больше.
В прокуратуру Анна Николаевна и другие жители окрестного микрорайона обращались уже десятки раз — протестуя против возведения огромного 25-этажного жилого комплекса — классическое уплотнение. «Дорога, по которой ездят самосвалы и краны — всего в четырех метрах от здания поликлиники! Мало того, что грязь не просыхает, вода стоит чуть не по колено, так ведь это еще и очень опасно!» Речь идет о взрослой поликлинике № 102, а рядом еще и детская, и стоматологическая, и тут же отделение связи под боком...
Каких-нибудь восемь-десять лет назад здесь была детская площадка и чудесная зеленая зона; потом деревья вырубили, площадку уничтожили. Поставили одноэтажный магазин «Космодром», торгующий по принципу «всем и понемногу». До восстановления утраченного дело так и не дошло.
Говорили, что владелец «Космодрома» арендовал этот участок сроком на сорок девять лет. Жители недоумевали: «Как это можно? Кто позволил? Общественную землю!..» Когда в прошлом году лавочку снесли и на ее месте началась грандиозная стройка, стало известно, что 9400 квадратных метров земли на Комендантском аэродроме давно уже не общественные и даже не арендованные, а купленные. Так что ЗАО «Мечта», ООО «Строительная компания «С. Э. Р.» и ООО «Капитал-Строй» осваивают свою, исключительно собственную территорию. И, конечно, прозвучавшее три недели назад из уст губернатора обещание: «Уплотнительной застройки у нас больше не будет!» — данной истории никак не коснется.
Правда, Валентина Ивановна также потребовала от своих подчиненных реагировать на все обращения граждан, а не давать формальные отписки. «Если человек в статусе чиновника не может работать с людьми, то он просто не должен занимать эту должность», — подчеркнула Матвиенко.
А ответы аборигенам с проспекта Королева приходят на редкость содержательные. Вот, например, письмо из Городской прокуратуры от 26 апреля этого года, адресованное также вице-губернатору Александру Вахмистрову: «Направляю для проверки обращение жителей дома № 9 по Богатырскому проспекту»... Или еще одно — из той же инстанции, датированное 10 мая. Опять: «Богатырский проспект». Бедный Александр Иванович! Придется ему, не иначе, идти пешком три квартала. Но Богатырский — это хотя бы в пределах того же Приморского района, а вот как г-н Вахмистров найдет эту улицу и этот дом в Адмиралтейском районе (см. документ от 14 мая) — одному прокурору известно.
Позволю себе еще одну цитату из губернаторского выступления. «Публичные слушания по всем объектам должны быть реальными. Мы обязаны прислушиваться к мнению граждан, особенно если претензии обоснованны», — отметила Валентина Матвиенко.
Комитет по градостроительству и архитектуре ссылается аж на два протокола общественных слушаний. Дескать, от жителей получено добро, претензий нет.
— По нашей оценке, результаты обсуждения сфальсифицированы! — утверждают Анна Могилевич и ее соседи. — Мы провели опрос — никто из нашего дома там не был, бумаг никто в глаза не видел. А мы ведь самая заинтересованная сторона! Просим: «Покажите протокол, назовите хоть одну фамилию — кто из жильцов одобрил строительство 25-этажного монстра на расстоянии 15 метров от окон?»
В ответ — молчание.
«Загнали нас в каменный мешок и в болото, обложили, – жалуются и старики, и молодежь. — Не дай бог пожар — некуда бежать!»
Умеющие виртуозно работать с людьми чиновники не реагируют.
Впрочем, один внятный ответ в начале этого месяца все же пришел: «Проверкой установлен факт строительства застройщиками такими-то жилого дома по указанному адресу в отсутствие разрешения на строительство Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга». И дальше: «Застройщику выдано постановление по делу об административном правонарушении».
Понятно, штраф этот по сравнению со стоимостью земли и будущего объекта (квартиры уже продаются вовсю) — что слону дробина.
И все же: неужели кроме этого ничего нельзя сделать?
Когда кран упадет — звоните в МЧС...
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА